Найти тему
мысли на пробежке

Почему мы покупаем плохие вещи?

Если задуматься, многие наши покупки иррациональны. Мы регулярно покупаем вещи, которые нам, по большому счету, не нужны. Или не нужны именно в том виде, в котором нам их продают. Очень часто, выбирая какую вещь купить, мы в итоге покупаем вещь плохую, недолговечную или неоправданно дорогую. Как получается, что нас, умных, взрослых, рассчетливых, рассудительных подбивают на невыгодную сделку?

Успех продажи любого продукта (очень грубо) упирается в три основных фактора.

1. Объективное качество продукта. Это целый комплекс характеристик. Сюда входит его актуальность, надежность, практичность, функциональное соответствие ожиданиям потребителя и т.д.

2. Оповещение о наличие продукта. Это то, без чего потребитель никогда не узнает о существовании этого продукта и его замечательных свойствах. Сюда входит реклама, пи-ар, сайты, социльные сети, представление продукта в сетевых агрегаторах, на полках магазинов, разнообразные акции, задача которых сообщить широким массам о продукте.

3. Себестоимость. Рынок задает потолок себестоимости. Предел, внутри которого производитель может маневрировать.

Таким образом, понятно, что пирог себестоимости делится на две части - одна вкладывается в повышение качества продукта, другая часть тратится на оповещение о существовании этого продукта. Определяет это соотношение производитель. Если он большую часть бюджета пустит на повышение качества продукта, продукт будет хорошим, но о нем никто не будет знать, а когда о нем, наконец, узнают, он успеет морально устареть. Если же подавляющая часть будет брошена на то, чтобы рассказать о продукте, за продуктом выстроится очередь, но продавать ей будет нечего.

Даже из этой схемы понятно, что сильно вкладываться в повышение качества продукта нерационально. Гораздо рациональней с точки зрения рентабельности вкладывать по-максимуму в раскрутку продукта, а качество держать на таком уровне, чтобы не засудили. Вот и получается, что в себестоимости смартфона, который вы покупаете, 90% составляет реклама, 10% - непосредственно "железо".

В результате, мы покупаем телефоны, рассчитанные на 1 год эксплуатации, холодильники на 5 лет, машины на 7. Во времена моего детства гарантия на магнитофон Sharp составляла 20 лет. Сегодня выпускать такую технику никто не может себе позволить. Нерентабельно. Не останется денег на рекламу.