Понятие реальной помощи довольно неоднозначно. Чаще всего под ним понимают конкретные действия, направленные на спасение жизни или оказание материальной поддержки кому-то. И, конечно, невозможно спорить, что такая действенная помощь наиболее ценна. Однако мой жизненный опыт научил меня смотреть на это понятие несколько шире. И, возможно, мой взгляд субъективен, но мне все-таки хочется поделиться им.
Некоторое время назад в составе волонтерской группы мне довелось посещать школу-интернат в нашем городе Обнинске. Тогда я сделала для себя важное открытие. Если раньше мне казалось, что лучшая помощь детям-сиротам и воспитанникам интернатов – это денежные пожертвования, ремонт комнат и классов, ценные подарки, то теперь я считаю, что лучший подарок ребенку – это отданное ему время и внимание. Нет, я не хочу сказать, что помогать материально не нужно. Обязательно нужно, ведь в первую очередь у человека должны быть удовлетворены потребности в пище, одежде, тепле и комфортных условиях проживания. Но все-таки не менее важны и душевные потребности, о которых многие забывают.
Посещая интернат, я неоднократно замечала, как равнодушны дети к подаренным игрушкам, многие из них не хотят участвовать в играх и увеселительных мероприятиях. А нам-то казалось, что им только это и нужно! Но что интересно: все они безумно полюбили аквагрим. Сначала я решила, что им просто нравятся красивые и яркие рисунки на коже. И, может быть, это было первым пробуждением в девочках чувства женственности, которое проявилось в тяге к своеобразному «макияжу» и желании украсить себя. Но мальчики проявили интерес к аквагриму ничуть не меньше, и я поняла, что моя первая мысль была ошибочна. Мне захотелось разгадать загадку любви детей к этому виду развлечения. Я стала наблюдать за ними, и вот что я заметила.
Когда кто-нибудь из нас рисовал кошечек и бабочек на лицах ребят, это была единственная наша возможность поговорить по душам. Без угара игр, беготни, криков и суматохи. Я расспрашивала ребят об их жизни, учебе, предпочтениях в музыке, фильмах и книгах. И дети охотно рассказывали. В эти несколько минут между нами устанавливалась особенная связь: они затихали, их взгляд становился глубоким, в их глазах я угадывала благодарность и какую-то трогательную нежность. Мне казалось, что в эти моменты, помимо контакта внешнего, физического между нами устанавливался и контакт душевный, за что и благодарили они меня своими особенными взглядами. Я поняла, что этим маленьким людям жизненно не хватает внимания, участия, искреннего душевного общения. И именно им они предпочитали все игры и игрушки. И, возможно, не столько за красивые рисунки полюбили ребята наши сеансы аквагрима, сколько за возможность почувствовать себя кому-то интересными и нужными.
Еще один случай заставил меня задуматься. Когда я узнала о начале войны на Донбассе, я написала бывшей подруге, которая там оставалась. Предложила помощь, пригласила к себе в гости, чтобы переждать период обстрела. Но подруга не приехала, от помощи моей отказалась, хотя и благодарила меня. Долгое время в душе оставалось чувство досады: хотела помочь, но ничего не вышло. Помощь моя оказалась ненужной. Правда, связь с подругой наладилась.
Как-то раз, по прошествии двух или трех лет, во время одной нашей переписки подруга сообщила, что до сих пор со слезами благодарности вспоминает мое предложение о помощи. Тогда, когда она оказалась наедине со своей бедой, всеми забытая и никому не нужная (ведь, по ее словам, даже родственники из соседних стран перестали отвечать из опасения, что придется помогать), неожиданное письмо от далекой, уже почти позабытой приятельницы, оказало сильную поддержку. Оно перевернуло весь ее душевный мир. Для человека, одинокого в своей беде, это предложение стало лучом света, осветившим жизнь – трудную, опасную, страшную жизнь! Реальной помощи, в обычном ее понимании, с моей стороны не было, но те несколько слов, которые я написала в нужный момент, сделали большое дело! Они помогли человеку пережить страшное время, не потеряв надежду, веру в людей, с благодарностью в сердце!..
В детстве я запомнила услышанную где-то фразу: хочешь помочь – помоги делом. Все остальное как будто помощью не считается. Но жизнь меня убеждает, что и доброе слово, и сочувствующий взгляд, и ободряющая улыбка в определенных случаях могут быть не менее важны. Даже простой факт искреннего сострадания – тоже реальная помощь кому-то, ведь таким образом мы разделяем чужую боль и делаем чью-то ношу легче. А иногда, проявив интерес к личности или жизни человека, мы помогаем ему почувствовать себя лучше, увереннее, значимее.
Я больше не жду великих дел. Теперь я знаю, что любой добрый порыв, идущий от чистого сердца, – это и есть самая настоящая помощь. Нужно только открыть его – сердце – навстречу людям. Это и есть самое большое и важное, что мы можем для них сделать...
Автор: Марина Шибико, Калужская область, г. Обнинск
Участник международного творческого конкурса «Реальная помощь»
Об авторе от первого лица:
Работаю бухгалтером, но очень люблю читать (преимущественно классику) и писать самой. Изучаю английский и испанский языки. Мечтаю посетить Испанию. Увлекаюсь психологией. Очень люблю природу, выращивание овощей и цветов на даче. Обожаю животных всех без исключения. И, конечно, люблю помогать. Маленьким и пожилым, четырехлапым и пернатым - всем беззащитным, обиженным, больным и одиноким.
Мой девиз жизни - доброта спасет мир!
Вы тоже можете принять участие в конкурсе, ждем ваши рассказы на электронную почту: ruhelp@list.ru
Подробнее о конкурсе можно прочитать по этой ссылке: