Найти тему
Новая Этика

Увидеть будущее

Оглавление

Как люди в середине ХХ века представляли наш цифровой мир и его проблемы? По большей части никак. Логика футорологических прогнозов и фантазий выстраивалась в основном в простой парадигме — быстрее, выше, сильнее. Людям 1950-х-1970-х гг. трудно было представить себе, что через 50 лет автомобили все так же будут ездить по дорогам и автотрассам, а самолеты все так же летать со скоростью 600–900 км/ч между городами.

Иллюстрация Артура Радебо из «The Chicago Tribune». 1958. Archives de l'Imaginaire
Иллюстрация Артура Радебо из «The Chicago Tribune». 1958. Archives de l'Imaginaire

Конечно, автомобили будут летать, а самолеты превратятся в элегантные космические корабли. Экспансия человека в космос вообще была главной идеей и главным представлением о возможностях будущего. Представить себе, что иными мирами, которые будет осваивать человечество, окажутся не далекие планеты и галактики, а виртуальное пространство, оказалось сложновато. Как и то, что роботы будут генерить контент и ставить лайки под чужими постами в социальных сетях. Подносить напитки, чистить обувь — да, но кому и зачем нужны какие-то лайки? Да и вообще робот в представлении людей из прошлого — это что-то осязаемое и обладающее конкретными физическими параметрами.

Тем интереснее находить среди всех этих фантазий и прогнозов более-менее точные описания современных цифровых реалий. И попадаются они в самых разных местах: не только в серьезных исследованиях и научно-популярных журналах, но так же и в кондовых корпоративных роликах и развлекательных комиксах.

Цифровой мир в комиксах 1950-х годов

Воскресный комикс Артура Радебо «Ближе, чем мы думаем» выходил каждую неделю с 1958-го по 1963 год и был в то время довольно популярен. Но культовым он стал именно в последние годы, в первую очередь, потому что при всей глубокой винтажности рисунков, образов и концепций будущего, он довольно точно предсказал многие технологические артефакты современного мира.

Артур Радебо каждую неделю рисовал образ будущего в картинках с текстовыми вставками, которые довольно внятно объясняют, что изображено на картинке и как это будет работать. Ну, а будущее, которое он рисовал — это буквально наше настоящее. Первые десятилетия XXI века.

Конечно, Радебо рисовал луноходы, космические станции, автомобили на воздушных подушках и прочих монстров в концепции «быстрее, выше, сильнее». Однако акцент, в отличие от большинства современных ему фантастов и футурологов, сделал на вполне бытовых вещах, призванных решить конкретные бытовые проблемы современного ему человека. Поэтому сегодня так интересно рассматривать его рисунки: снегоуборочные комбайны, маневренные мотоциклы для полиции, супер-комплексы для борьбы с катастрофами, энергосберегающие дома, ванные комнаты и гостиные.

И среди всего этого, школьный класс будущего:

Иллюстрация Артура Радебо из «The Chicago Tribune». 1958. © rdhout / Flickr / CC BY-NC-SA 2.0
Иллюстрация Артура Радебо из «The Chicago Tribune». 1958. © rdhout / Flickr / CC BY-NC-SA 2.0

Вот так, буквально с компьютерами и виртуальным учителем. В пояснении к картинке сказано, что «отчеты о проделанной работе сохраняются на машинах и будут периодически пересматриваться квалифицированными преподавателями».

А вот так у Радебо выглядит электронная библиотека будущего с видеозаписями, а также электронными копиями книг и газет, которые при желании можно проецировать на потолок.

Иллюстрация Артура Радебо для «Chicago Sunday Tribune». 1959.  © Flickr / CC BY-NC-SA 2.0
Иллюстрация Артура Радебо для «Chicago Sunday Tribune». 1959. © Flickr / CC BY-NC-SA 2.0

Впрочем, книги у Радебо, может, и электронные, а вот почта хоть и глубоко высокотехнологичная, но совсем не электронная…

Иллюстрация Артура Радебо для «The Star Weekly». 1958. Wellcome Library
Иллюстрация Артура Радебо для «The Star Weekly». 1958. Wellcome Library

Зато часы из другого комикса удивительно напоминают Apple Watch и прочие гаджеты наших дней.

Иллюстрация Артура Радебо для «Chicago Sunday Tribune». 1960. Indiegogo. Inc.
Иллюстрация Артура Радебо для «Chicago Sunday Tribune». 1960. Indiegogo. Inc.

Впрочем, художнику начала 1960-х гг. и в голову не могло прийти, что людям будет так важно использовать такие крутые технологические штуки для переписки и общения с теми, с кем можно просто поговорить. Нет, великие технологии, должны соответствовать великим свершениям человечества — на картинке люди смотрят трансляцию с луны. 

Корпоративный ролик 1967 года про дивный цифровой мир

Люди купаются, гуляют, занимаются с детьми, общаются с друзьями. В просторных комнатах разнообразные телевизоры и мониторы, способные воспроизводить трехмерное и даже голографическое изображение. Комфорт, уют, деятельный покой и прекрасная музыка.

Все это благодаря новым технологиям, в первую очередь, компьютерам. С помощью удивительной машины люди делают покупки в магазине, получают почту, ведут бюджет и оплачивают счета. Даже температуру в доме поддерживает она, да еще так, что во время сна никакие одеяла не нужны.

Речь идет о 20-минутном фильме «1999 A.D.», который был снят в 1967 году на 75-летие компании Ford. Небольшая семья: муж, жена, ребенок. Муж работает, на далекой планете (что-то типа Меркурия), но много времени проводит дома. Жена домохозяйка. А что касается ребенка, то в школу он ходит только два раза в неделю, потому что компьютер легко обеспечивает ему домашнее образование.

Идеальный мир, где мужчина занимается своим мужским делом — продвигает интересы человечества в космосе и обеспечивает возможность своей жене счастливо проводить время, заботясь о ребенке. Компьютер, который так тотально вторгся в жизнь людей, не меняет ее принципиально, только делает лучше и создает невиданные возможности для совершенствования и полноты досуга. «О чудо! Какое множество прекрасных лиц! Как род людской красив! И как хорош!»

И, конечно, удивительно, что именно в этом глубоко кондовом корпоративном фильме точно предсказаны современные реалии цифровой коммуникации.

Шок будущего

Впрочем, далеко не всем картины технологического будущего виделись такими уж благостными. Документальный фильм «Future Shock» (1972 год) с Орсоном Уэллсом в роли «рассказчика» показывает грядущие технологические изменения как страшный и практически невыносимый удар по человеческой психике. Собственно фильм, довольно близко к тексту воспроизводит одноименную книгу Элвина Тоффлера (1970 год), но за счет интонации и видеоряда резко усиливает ощущение драматичности и даже катастрофичности грядущих перемен.

Проблема, которую видит Тоффлер, не в том, что технологии «пойдут не туда» и породят монстров. Главная проблема в скорости и количестве изменений: именно они грозят катастрофой. Какими бы благими и полезными ни были сами новшества.

Среди прочего фильм (даже в большей степени, чем книга) подробно говорит о том, какие именно перемены нам готовит будущее. Итак, будущее с точки зрения Тоффлера (и авторов фильма) выглядит так:

● Информация распространяется так быстро и в таких объемах, что люди теряют возможность ее полноценно воспринимать;
● Работы занимают рабочие места — в первую очередь в сфере обслуживания (причем не механические роботы, а именно искусственный интеллект – «очевидно, что умственные способности и творчество не являются человеческой монополией»);
● Разрывается связь между местом жительства и работой — люди постоянно перемещаются. Но концентрируются в основном в мегаполисах;
● Специальные устройства стимулируют интеллектуальную и физиологическую деятельность человека;
● Развивается био-инженерия — замена любого органа человека на искусственный;
● Освоено клонирование человека;
● Брак перестает быть союзом мужчины и женщины — в брачные союзы вступают группы людей;
● Ну и разумеется, люди путешествуют на космических кораблях на другие планеты.

Если убрать космические корабли и другие планеты — все-таки для людей 1960–1970-х гг. идея космоса была неотменяемой — остальные прогнозы, если не по форме, то по сути очень точны. Чего не скажешь о базовой концепции Тоффлера — об опасности для человеческой психики всех этих изменений. Изменения уже идут вовсю и с большой скоростью, а никакой катастрофы не случилось, никакого «шока будущего» нет и даже не предвидится.

Впрочем, описывая шок будущего, Тоффлер говорит не о людях, бегающих по городу с криками и выпученными глазами, а о симптомах, очень схожих с симптомами депрессии, апатии или невротии. «Эти симптомы классифицируются, в зависимости от уровня страха, враждебного отношения к любому желанию помочь и бессмысленного озлобления», «если вы перегружены воздействием новых изменений в окружающей вас среде, вы одержимы страхом так же, как им одержимы невротики». Собственно, по Тофлеру технологический удар приходится в первую очередь на нервную систему человека, она оказывается перегружена и дает системные сбои в виде апатии, депрессии, невротии. И чем дальше, быстрее и больше технологические изменения, тем сильнее нагрузка на нервную систему человека и тем значимей ее сбои. А это уже не так чтобы совсем к нам не относится.

Как изменят мир электронные гаджеты – взгляд из 1979 года

«Будущие города: дома и жизнь в XXI веке» — иллюстрированная книга с таким названием вышла в 1979 году в Великобритании. Авторы этой книги Кеннет Готланд и Дэвид Джефферс — члены Британского межпланетного общества (Готланд так и вовсе несколько лет был его председателем). И разумеется, в книге много рассказывается о том, как люди будут жить на Луне, какие будут строить дома на орбитальных спутниках и на далеких планетах. А также про плавающие города-коммуны (чем-то напоминающие современные отели в Арабских Эмиратах), дома, обеспечиваемые солнечной энергией и прочие вполне земные сооружения в духе социальных, экологических и энергосберегающих концепций конца 1970 годов. И среди всего этого образ комнаты будущего:

Иллюстрация из книги «Будущие города: дома и жизнь в XXI веке» Кеннета Готланда и Дэвида Джефферса. 1979. © Flickr / CC BY-NC 2.0
Иллюстрация из книги «Будущие города: дома и жизнь в XXI веке» Кеннета Готланда и Дэвида Джефферса. 1979. © Flickr / CC BY-NC 2.0

Если отвлечься от дизайна интерьера и обтягивающих костюмов, то эта комната вполне похожа на то, что действительно стало частью нашей повседневной жизни сегодня.

Большой телевизор с плоским экраном и достаточно ярким и контрастным изображением, чтобы смотреть его при свете дня (1). Проигрыватель для видеозаписей, который также используется как записывающееся устройство (4). Видеокамера, не требующая пленки (2), и плоский монитор компьютера, который используется для удаленных покупок (3), и наконец, устройство для отправки и получения электронной почты. На картинке есть еще специальный робот, подающий напитки – дань традиции в которой комфорт не представим без наличия прислуги, но в аннотации тут специально сказано, что роботы вообще-то могут быть использованы и более осмысленно.

«Главным изменением обыденной жизни будущего будет количество используемых электронных гаджетов». «Та компьютерная революция, которая привела к калькуляторам и цифровым часам, в будущем изменит жизненные привычки людей»; «электронные газеты уже доступны — нажатие кнопки позволяет читать «страницы» новостей, погоды, головоломок и викторин». Ну и, наконец, «развитие связи приведет к тому, что миллионы служащих смогут работать дома, если они того пожелают, многие люди могут предпочесть продолжать работать в офисе с другими, но для тех, кто счастлив дома, экономия времени в пути будет полезна».

Это все цитаты из аннотации к картинке (столбец слева). Авторы смогли дать не только довольно точное описание современных гаджетов, но, главное, — изменений в жизни и привычках людей.

Впрочем, конец 1970-х  гг. это уже время, когда современные нам технологии — не столько фантазии, сколько реализуемые идеи. Но и тогда мало кто даже среди специалистов адекватно оценивал их потенциал и возможности. Например, в то же время основатель Digital Equipment Кен Олсен уверенно заявлял: «Нет никаких причин, чтобы кто-то захотел держать компьютер у себя дома». 

Текст: Андрей Громов

Оригинал статьи