Найти тему

Отступление советских войск в августе 1941 года

В первой половине августа батальон пришел на территорию Смоленской области. С востока раздавались отдельные звуки артиллерийской канонады. Несмотря на смертельную усталость, все чувствовали, что в скором времени дойдут до линии фронта. Все надеялись, что при прорыве фронта свои окажут им помощь.

Немцы не на шутку встревожились действиями батальона, тем более что он двигался уже к рокадной дороге и мог нанести ощутимый урон. Против батальона готовились крупные силы, но взять его и окружить пока не удавалось.

Вскоре бойцы нашли листок власовцев, изданный в Смоленске, в котором сообщалось, что немцами и власовцами разбит 51-й стрелковый корпус и командир его генерал-майор Марков убит. К такому заключению немцы пришли после того, как захватили один из обозов отряда, в котором оказались генеральские брюки. Хотя положение отряда было критическим, но этот факт среди бойцов был использован для поднятия настроения, поскольку все знали, что генерал Марков жив и двигается с отрядом. Политруки от руки распространили листовки и раздали их местному населению для разоблачения фальшивки.

Но батальон все время чувствовал, что кольцо сжимается. Было решено перебраться через реку Ловать, войти в большие леса и получить простор для боевых действий. Батальон подошел к реке в районе Поречье — Церковище — Усвяты на юге Псковской области и произвел предварительную разведку, которая доложила, что у деревни Красноборье на реке Ловать есть паром, при помощи которого за одну ночь можно переправить весь батальон. Разведчики договорились со стариком паромщиком.

В ночь на 17 августа началась переправа через реку. На рассвете весь батальон был уже на другом берегу в небольшом треугольнике леса, возвышающегося над Ловатью. Был сделан небольшой привал, послана разведка, и она принесла страшную весть; оказывается, немцы знали о маршруте батальона. Паромщик-предатель служил у них и заранее предупредил их. Фашисты заманили батальон в ловушку. Батальон оказался на высотах, покрытых редким лесом. С одной стороны — река Ловать, на другом берегу немцы поставили пулеметчиков и автоматчиков, с другой стороны — рокадная дорога. По ней уже курсировали танки, а третья сторона через болото выходит к проселочной дороге, соединяющейся с рокадной. Со всех трех сторон расставлены усиленные подразделения карателей.

-2

Утром над высоткой появилась «рама», часов в 11 немцы начали обстреливать батальон из артиллерийских орудий и минометов. Разбит обоз, погибли лошади, разрушены тачанки с пулеметами. Стоял такой грохот, что управление батальоном стало невозможным, и оставшиеся в живых бойцы начали стихийно разбегаться. Некоторая часть ушла обратно к реке и наверняка вся погибла. Другие вышли к рокадной дороге и попали под перекрестный пулеметный огонь. Но основная часть под командованием Стрижова, Кедрова, командира пулеметной роты лейтенанта Пономарева после уничтожения прицелов и замков с орудий рванулась через болото к проселочной дороге.

Эта часть смелой атакой сшибла заграждение немцев и ушла в леса. Пулеметная рота Пономарева не смогла полностью прорваться и осталась на высотке. Остался и командир роты Пономарев. Бойцы укрылись в лесу, замаскировались. Фашисты вскоре пошли прочесывать лес, кричали: «Рус, выходи!» и стреляли из автоматов, приставив их к животам. Группе Ивана Васильевича Пономарева— бывшего преподавателя одной из школ — удалось скрыться от них, и под покровом темноты, когда немцы сняли заграждение, Пономарев решил догонять тех, кто пробрался через заслон.

Большинство бойцов после долгих блужданий по лесам прибыло на место заранее установленного сбора в район деревни Репище. 23 августа 1941 года эта группа присоединилась к отряду, которым командовал полковой комиссар Беляев — бывший комиссар 112-й стрелковой дивизии. Но ни старшего лейтенанта Стрижова, ни командира 9-й роты Герасимова, ни политрука Кедрова здесь не было. Их в отряде ждали, но не смогли дождаться.

Смотреть подобные публикации

Понравилась статья? Подпишись на канал!