Найти тему
Медиашкола

Портфолио пишущего

Оглавление

Когда меня первый раз спросили о портфолио, я засмущался. Переборов первый страх, я всё же нашёлся что ответить: «В каком виде вы хотите его получить? Вам накидать ссылок, или собрать текст в один файл?». Заказчик что-то ответил, я ему что-то рассказал, вроде даже договорились. Но привкус компромисса от неловкости на душе остался.

Такие истории — не круто. А хочется круто. Разбираем основные моменты портфолио пишущего человека.

Портфолио — такой же текст, как и любой другой

Заказчик ищет себе пишущего исполнителя и хочет, чтобы он был классным. В его представлении исполнитель — бог текста. Поэтому он будет оценивать весь текст, который от этого исполнителя исходит. При взгляде на портфолио он будет оценивать и его тоже. Точно также, как оценивается дизайн портфолио дизайнера.

Так вот. Портфолио — точно такой же текст, как и любой другой. Поэтому делайте его максимально класным: легко читаемым, красиво выглядящим, заботящимся о читателе. Как и весь остальной ваш текст.

Это — главное что нужно помнить. Если вы крутой, то дальше можно не читать.

О примерах текста в портфолио

Основное, что ждёт потенциальный заказчик в портфолио — примеры написанного текста. Но это не значит, что нужно пихать туда всё подряд.

Работы в портфолио должны быть хорошими. Какие хорошие, какие плохие — решать вам.

Уровень качества работ в вашем портфолио должен быть таким, какой вы сможете выдать в работе с будущим клиентом.

И главное — по вашим работам заказчик определяет, на чём вы специализируетесь. Не наполняйте портфолио тем, что вам самим не нравится писать. Вдруг заказчик решит, что вы ему подходите именно для этого. И тогда либо вы будете страдать при работе, либо он взгрустнёт от потраченного времени, когда вы откажетесь.

Вася — специалист по аквариумам. Он знает о рыбах, растениях, оснащении, обслуживании аквариумов всё. В его портфолио нет ничего, что не касалось бы аквариумов.
Миша — пишет для социальных сетей. Его портфолио — примеры постов с картинками его авторства.
Аня пишет всё подряд. В её портфолио куча статей на разные темы, посты для пабликов с шутками, посты из паблика её университета, твиты из корпоративного твиттера, SEO-текст с какого-то старого сайта её авторства.

О примерах работ в портфолио

Мой друг Лёша работал в проекте. Одной из составляющих его тематики были «треш и ублюдство». Две недели вместе с топ-менеджерами он продумывал линию поведения в социальных сетях. Ещё неделю делал контент-план. Потом готовил посты. Каждый текст излучал пренебрежение и содержал нотку издевательства. Участники проекта были в восторге.
Заказчик попросил Лёшу показать «паблик последнего выполненного проекта». Лёша показал. Заказчик посмотрел, офигел, счёл Лёшу ненормальным, и отказался давать ему заказ на полмиллиона рублей.

Все пишут по-разному. Кто-то делает текст по структурированному техническому заданию, кто-то неделями общается с клиентом, чтобы понять что ему надо. Кто-то работает в проектах и сам ставит задачи себе и авторам.

Указывайте в портфолио задачи, решаемые каждым текстом. Указывайте успешные проекты, ваши роли в них и результаты. Кто-то скажет, что это скорее резюме. А какая разница? У вас цель — показать себя заказчику содержимым портфолио. Никто не запрещает наполнять его чем угодно.

В каком виде хранить элементы портфолио

В удобном для заказчика. В идеале — это сайт, на котором текст хранится в страничках. Это сохранит вёрстку материала, даст заказчику возможность самому потыкать-полистать, не заставит его открывать тысячи ссылок, если он этого не хочет.

Кусочек портфолио Максима Ильяхова. Это раздел его персонального сайта. Раздел называется «Максим Ильяхов сделал»
Кусочек портфолио Максима Ильяхова. Это раздел его персонального сайта. Раздел называется «Максим Ильяхов сделал»

Если так не получается, то весь текст распределяем по гугл-документам, а общую информацию — в сопроводительное письмо. Это адекватно: гугл-документы бесплатные, позволяют провести базовую вёрстку, знакомы людям.

В этом случае правило одно — не превращайте каталог с текстом в свалку. Группируйте по темам, по типам задач, по формату. Посты — в каталог с постами, котиков — в каталог с котиками. Ссылки на опубликованные статьи — в отдельный документ. Рассказ о проектах — в отдельный файл или в сопроводительное письмо. Каталог с портфолио назовите «Портфолио Иванова Ивана».

Пример сборки портфолио на гуглодиске
Пример сборки портфолио на гуглодиске

Страница «О себе» вместо портфолио

Крутые ребята, например — Сергей Король, делают страничку на личном сайте. Пишут там немного о себе, немного о своём деле, немного о проектах. Так тоже можно. Сложность в том, чтобы сделать такую страничку достаточной для будущих заказчиков.

Вы достаточно круты, чтобы это реализовать? То и оно.

Диалог вместо портфолио

Я лентяй, и ситуация, описанная в начале статьи повторялась со мной даже не помню сколько раз. Привело это к тому, что я научился выяснять, что собеседник хочет, и показывать ему готовые материалы по теме.

Так тоже можно, но! Я трачу время впустую на то, чтобы найти нужные ссылки или переместить текст в гугл-документы. Один раз даже пришлось в срочном порядке найти, где захостить html-страничку.

Зато я не вываливаю на клиента всё подряд. Если этот путь вам комфортнее — держите всё под рукой и в структурированном виде. Способ с гугл-документами для этого хорошо подходит.

Подытожим

  • Портфолио — такой же текст, как и любой другой. Включайте все свои навыки и пишите его.
  • Примеров текста не всегда достаточно. Не забывайте указывать задачи, которые им решали. Вместе с задачами не забывайте об удачных проектах и своих ролях в них.
  • Не скупитесь и заводите под портфолио сайт. Какой хороший текст без вёрстки? Если не получается, текст храните в гугл-документах, разложив по каталогам.
  • Вместо портфолио можно завести простенькую страничку с рассказом о себе. Но это путь тех, кто знает, чего он хочет.
  • А можно вместо всего этого поговорить с клиентом и что-нибудь ему скинуть. Но это отдельный дзен для познавания.

Cоставил и написал: Глеб Деревлёв