Когда меня первый раз спросили о портфолио, я засмущался. Переборов первый страх, я всё же нашёлся что ответить: «В каком виде вы хотите его получить? Вам накидать ссылок, или собрать текст в один файл?». Заказчик что-то ответил, я ему что-то рассказал, вроде даже договорились. Но привкус компромисса от неловкости на душе остался.
Такие истории — не круто. А хочется круто. Разбираем основные моменты портфолио пишущего человека.
Портфолио — такой же текст, как и любой другой
Заказчик ищет себе пишущего исполнителя и хочет, чтобы он был классным. В его представлении исполнитель — бог текста. Поэтому он будет оценивать весь текст, который от этого исполнителя исходит. При взгляде на портфолио он будет оценивать и его тоже. Точно также, как оценивается дизайн портфолио дизайнера.
Так вот. Портфолио — точно такой же текст, как и любой другой. Поэтому делайте его максимально класным: легко читаемым, красиво выглядящим, заботящимся о читателе. Как и весь остальной ваш текст.
Это — главное что нужно помнить. Если вы крутой, то дальше можно не читать.
О примерах текста в портфолио
Основное, что ждёт потенциальный заказчик в портфолио — примеры написанного текста. Но это не значит, что нужно пихать туда всё подряд.
Работы в портфолио должны быть хорошими. Какие хорошие, какие плохие — решать вам.
Уровень качества работ в вашем портфолио должен быть таким, какой вы сможете выдать в работе с будущим клиентом.
И главное — по вашим работам заказчик определяет, на чём вы специализируетесь. Не наполняйте портфолио тем, что вам самим не нравится писать. Вдруг заказчик решит, что вы ему подходите именно для этого. И тогда либо вы будете страдать при работе, либо он взгрустнёт от потраченного времени, когда вы откажетесь.
Вася — специалист по аквариумам. Он знает о рыбах, растениях, оснащении, обслуживании аквариумов всё. В его портфолио нет ничего, что не касалось бы аквариумов.
Миша — пишет для социальных сетей. Его портфолио — примеры постов с картинками его авторства.
Аня пишет всё подряд. В её портфолио куча статей на разные темы, посты для пабликов с шутками, посты из паблика её университета, твиты из корпоративного твиттера, SEO-текст с какого-то старого сайта её авторства.
О примерах работ в портфолио
Мой друг Лёша работал в проекте. Одной из составляющих его тематики были «треш и ублюдство». Две недели вместе с топ-менеджерами он продумывал линию поведения в социальных сетях. Ещё неделю делал контент-план. Потом готовил посты. Каждый текст излучал пренебрежение и содержал нотку издевательства. Участники проекта были в восторге.
Заказчик попросил Лёшу показать «паблик последнего выполненного проекта». Лёша показал. Заказчик посмотрел, офигел, счёл Лёшу ненормальным, и отказался давать ему заказ на полмиллиона рублей.
Все пишут по-разному. Кто-то делает текст по структурированному техническому заданию, кто-то неделями общается с клиентом, чтобы понять что ему надо. Кто-то работает в проектах и сам ставит задачи себе и авторам.
Указывайте в портфолио задачи, решаемые каждым текстом. Указывайте успешные проекты, ваши роли в них и результаты. Кто-то скажет, что это скорее резюме. А какая разница? У вас цель — показать себя заказчику содержимым портфолио. Никто не запрещает наполнять его чем угодно.
В каком виде хранить элементы портфолио
В удобном для заказчика. В идеале — это сайт, на котором текст хранится в страничках. Это сохранит вёрстку материала, даст заказчику возможность самому потыкать-полистать, не заставит его открывать тысячи ссылок, если он этого не хочет.
Если так не получается, то весь текст распределяем по гугл-документам, а общую информацию — в сопроводительное письмо. Это адекватно: гугл-документы бесплатные, позволяют провести базовую вёрстку, знакомы людям.
В этом случае правило одно — не превращайте каталог с текстом в свалку. Группируйте по темам, по типам задач, по формату. Посты — в каталог с постами, котиков — в каталог с котиками. Ссылки на опубликованные статьи — в отдельный документ. Рассказ о проектах — в отдельный файл или в сопроводительное письмо. Каталог с портфолио назовите «Портфолио Иванова Ивана».
Страница «О себе» вместо портфолио
Крутые ребята, например — Сергей Король, делают страничку на личном сайте. Пишут там немного о себе, немного о своём деле, немного о проектах. Так тоже можно. Сложность в том, чтобы сделать такую страничку достаточной для будущих заказчиков.
Вы достаточно круты, чтобы это реализовать? То и оно.
Диалог вместо портфолио
Я лентяй, и ситуация, описанная в начале статьи повторялась со мной даже не помню сколько раз. Привело это к тому, что я научился выяснять, что собеседник хочет, и показывать ему готовые материалы по теме.
Так тоже можно, но! Я трачу время впустую на то, чтобы найти нужные ссылки или переместить текст в гугл-документы. Один раз даже пришлось в срочном порядке найти, где захостить html-страничку.
Зато я не вываливаю на клиента всё подряд. Если этот путь вам комфортнее — держите всё под рукой и в структурированном виде. Способ с гугл-документами для этого хорошо подходит.
Подытожим
- Портфолио — такой же текст, как и любой другой. Включайте все свои навыки и пишите его.
- Примеров текста не всегда достаточно. Не забывайте указывать задачи, которые им решали. Вместе с задачами не забывайте об удачных проектах и своих ролях в них.
- Не скупитесь и заводите под портфолио сайт. Какой хороший текст без вёрстки? Если не получается, текст храните в гугл-документах, разложив по каталогам.
- Вместо портфолио можно завести простенькую страничку с рассказом о себе. Но это путь тех, кто знает, чего он хочет.
- А можно вместо всего этого поговорить с клиентом и что-нибудь ему скинуть. Но это отдельный дзен для познавания.
Cоставил и написал: Глеб Деревлёв