Найти в Дзене
АРТИКЛЬ

Евреи в средневековой Англии

Оглавление

Еврейские общины начали появляться по всему Средиземноморью в начале нашей эры. И только в XI веке еврейский народ начал массово пересекать Ла-Манш и селиться на территории Англии. Этот великолепная бронзовая ваза из Эшмоловского музея в Оксфорде (изображение ниже) тесно связана с историей прибытия евреев в Англию в 1070 году, и с тем, что с ними происходило до их изгнания из страны в 1290 году.

Бодлеанскую чашу обнаружили в конце XVII в заброшенном рву с водой в Норфолке. Длительное время её история была окутана тайной. В 1742 году чашу купил доктор Ричард Роулинс и завещал Оксфордскому университету после своей смерти в 1755 году. Высота чаши составляет 25 сантиметров, а весит она пять килограмм. На ободке видна длинная надпись на иврите. Чаша украшена копытами, птицами, цветами, оленями и геральдическими лилиями. Её значимость не поддавалась сомнению, однако долгое время не было известно, кому она принадлежала, для чего использовалась и как оказалась в Норфолке.

     Создать карусель
Создать карусель

В 1696 году маркиз Нортгемптонский писал, что считает чашу «великой тайной» и называл её «раввинским горшком для каши», который символизировал библейский сосуд с манной небесной. Также были предположения, что раввины использовали её для мытья рук во время ритуального обряда или для обмывания покойников. Современные исследователи полагают, что чашу выставляли для сбора пожертвований. Еврейская надпись также озадачила учёных своей сложностью: мешанина из аббревиатур, пропущенные буквы и слова без чёткого смысла. Самый правдоподобный вариант перевода выглядит так:

«Это дар Иосифа, сына святого раввина Ехиеля, да будет благословенна память о нём, который ответил и спросил собравшихся, как он пожелал, дабы узреть лицо Ариэля, как написано в Законе Йекутиэля, ибо праведность избавляет от смерти». 

Документы, найденные в XIX веке, говорят о том, что Иосиф был видным членом еврейской общины в Колчестере XIII века, старшим сыном раввина Ехиеля из Парижа. Ехиель был одним из наиболее выдающихся знатоков Талмуда во Франции и возглавлял знаменитую парижскую иешиву (еврейское религиозное учебное заведение — ред.). Иосиф сидел в тюрьме (мы не знаем за что) и после выхода дал обет переселиться на Святую Землю, что и сделал в 1257 году. До отъезда Иосиф передал свою собственность на улице Стоквелл-стрит брату Самуэлю и подарил чашу местной еврейской общине, возможно, в качестве благодарности за помощь в сборе средств для путешествия. В 1260 году Иосиф покинул Англию, либо с отцом, либо после его смерти, и отправился во Францию и Грецию, а затем в Палестину, где впоследствии умер. Его похоронили на кладбище у подножья горы Кармель, вместе с другими известными раввинами.

Истоки еврейской общины в средневековой Англии

Декоративные особенности чаши, её владельцы, их связь с Францией — все эти факты указывают на истоки появления евреев в Англии, ведь изначально они прибыли из Руана (Нормандия). Нормандские евреи начали прибывать в Англию после Нормандского завоевания, заручившись поддержкой Уильяма Завоевателя, который стремился наладить торговлю между странами. Они разговаривали на средневековом французском и изучали Тору с помощью французских переводов. У них часто были французские имена: Бонами, Бонафой, Дёлекресс и Джуайет. Раввин Иосиф из Колчестера также был известен под именем Мессир Деличе.

На протяжении века еврейские переселенцы процветали в Англии, еврейские общины появлялись во многих городах и деревнях, включая Норвич, Оксфорд, Халл, Линкольн и Йорк. Несмотря на всеобщую образованность, по сравнению с населением средневековой Англии, евреи не могли работать в большинстве сфер. Однако они сыграли весомую роль в экономической жизни страны в качестве финансистов и ростовщиков — эти профессии были запрещены для христиан, но разрешены для евреев.

Одна из древнейших еврейский общин Англии располагалась в Оксфорде, она формировалась с начала 1075 года. На протяжении двух веков община увеличивалась, множились её богатства, росло влияние. Евреи владели многими зданиями в районе Большой Еврейской улицы (современное название — Сент-Олдейт-стрит). В период наибольшего расцвета, между 1170 и 1220 годами, еврейское население Оксфорда насчитывало около 100 человек в городе с населением 2000 человек. Им принадлежало от 100 до 150 объектов недвижимости. 

Изящные сводчатые каменные потолки одного из этих средневековых еврейских домов сохранились до наших дней, сегодня это здание выполняет функцию ратуши. В 2015 году на раскопках посреди старого еврейского квартала обнаружили резервуары для плавки металлов. Находка подтвердила теорию, согласно которой оксфордская еврейская община участвовала в поставке слитков для Королевского монетного двора и в фактическом производстве монет. Предыдущие раскопки показали, что дома в еврейском квартале были соединены подземными переходами, возможно, предназначенными для безопасного перемещения денег в монетный двор замка и обратно.

Еврейские домовладельцы также сыграли важную роль в создании университета. Одно из первых образовательных учреждений Оксфорда — Колледж «Мертон» — было основано в 1260 году при поддержке местного зажиточного еврея по имени Яков, который продал несколько своих домов основателю колледжа. Баллиол-колледж и Церковь Христа также получили несколько зданий от местных евреев. Тем временем, студенты, не располагающие деньгами, часто закладывали свои книги местным ростовщикам. Вырученных денег им хватало на попойки и другие расходы. Канцлер Оксфордского университета Роберт Гроссетест запретил студентам контактировать с еврейскими коммерсантами и создал студенческий заемный сундук под названием «сундук Фридесвиды», который предоставлял студентам деньги, не мешая их учёбе.

     Колледж «Мертон»
Колледж «Мертон»

Также евреи помогали студентам и сотрудникам университета в изучении ивритских текстов. Францисканский философ Роджер Бэкон, которую большую часть своей жизни провёл в Оксфорде, не только с восхищением относился к евреям, но также был прекрасным гебраистом (знаток древнееврейского языка и литературы — ред.). Бэкон, скорее всего, был лично знаком с членами еврейской общины, а также, вероятно, работал с уважаемыми учёными, такими, как Яков из Оксфорда. В XIII веке один христианский диакон настолько полюбил дочь своего еврейского учителя, что ради свадьбы совершил обрезание и обратился в иудаизм. 17 апреля 1222 года за это его обвинили в ереси и сожгли на костре в аббатстве Осни.

Христианские гебраисты и еврейские учёные, похоже, тесно сотрудничали в XII-XIII веках. Английские христиане Герберт Бошемский и Ральф Нигер изучали тексты на иврите и работали с еврейскими учёными над изучением еврейской Библии, Септуагинты (греческий перевод Библии) и Вульгаты (латинский перевод Библии). До наших дней сохранились средневековые рукописи с тщательным переводом текста еврейской Библии. Причем латинский текст писали поверх иврита, чтобы можно было сравнить между собой обе версии.

Налог от монархов

В средневековой Англии евреи принадлежали монарху и находились под его защитой. Они свободно пользовались королевскими дорогами, а также в качестве финансистов участвовали в судебных делах. 

Однако за всё нужно было платить. Евреев облагали высоким налогом. Несмотря на то, что в конце XII века еврейская община составляла менее 0,5 % населения Англии, их взносы обеспечивали 8 % общего дохода королевской казны. На протяжении XII-XIII веков евреев облагали дополнительным налогами, а на конфискованные у богатых представителей общины активы проводились крестовые походы, строительство и расширение многих выдающихся английских церквей и соборов, таких, как Нориджский собор и Вестминстерское аббатство в Лондоне.

Пока у евреев были деньги (и не было других ростовщиков), они были ценным источником доходов и могли рассчитывать на протекцию короля. Однако еврейская община полностью зависела от капризов монархов. Соперничающие за трон Матильда и Стивен неоднократно облагали их непомерными сборами, называемыми «пошлиной на еврейство». Вырученные средства использовали для финансирования междоусобной гражданской войны. Ричард I не только использовал евреев для финансирования крестового похода 1189 года, но также вынудил их заплатить огромную сумму за выкуп его из плена, в который он угодил по дороге домой. Пока Ричард был не у дел, его брат Иоанн третировал еврейскую общину дополнительными пошлинами. После прихода к власти он вывел эту практику на новый уровень. В 1210 году Иоанн ввёл заоблачные налоги для своих еврейских подопечных, пытаясь компенсировать средства, бездумно потраченные на неудачную кампанию против французов. 

Неплательщиков наказывали конфискацией товаров и имущества, высокими штрафами и коллективным тюремным заключением. Неоднократно под санкции попадали целые группы мужчин, женщин и детей, молодых и старых. Устав от претензий непокорных баронов, король разрешил им разграбить имущество евреев. Но всё стало намного хуже во время правления Генриха III и Эдуарда I.

     Создать карусель
Создать карусель

Зарождение антиеврейских настроений

Нападения на евреев участились в середине XII века, подстегиваемые крестовыми походами и обидой на особый статус евреев и их предполагаемое богатство. Евреев стали презирать и ненавидеть за ростовщичество, в том числе те, кто задолжал им крупные суммы. В 1190 году в Йорке вспыхнул кровавый погром против евреев. Вся еврейская община укрылась в замке, где им пришлось наложить на себя руки, чтобы не попасть в руки убийцам. Погромы начали возникать в Лондоне, Норидже и Кинг Линне. Примерно в это же время Папа издал новый указ, который вынуждал евреев носить отличительный знак, чтобы их можно было опознать среди других граждан. По всей Англии было предписано, что «любой еврей обязан носить на своем платье кусок ткани четыре дюйма длиной и два дюйма шириной, отличающийся цветом от другой одежды». Обычно это была белая или желтая полоска, символизирующая скрижали Моисея.

Но самым жестоким проявлением антиеврейских настроених были кровавые наветы. Многие средневековые англичане полагали, что евреи приносят в жертву христианских детей на Пасху. Впервые об этом заявили в 1144 году в Норидже, где в то время проживала одна из старейших и самых богатых еврейских общин в Англии. Слухи разошлись после того, как в лесу обнаружили изуродованное тело мальчика по имени Уильям. Никакой связи между евреями и смертью Уильяма не обнаружили, и ни один еврей не был обвинен в этом преступлении. Но шесть лет спустя, в 1149 году, об этом происшествии вспомнили во время суда над христианским рыцарем по имени сэр Симон де Новерс.Он недавно вернулся из Второго Крестового похода по уши в долгах и обвинялся в убийстве местного еврейского банкира, которому рыцарь должен был денег.

Убийство еврея в Англии не было чем-то из ряда вон выходящим, но поскольку евреи принадлежали королю, преступление следовало раскрыть. И так как все улики указывали на Новерса, то исход судебного дела был очевиден. Однако показания епископа Уильяма де Тербевилла, который защищал рыцаря, превратили суд в громкое дело. Возмущенный епископ сетовал на то, что «мы, христиане, не должны отвечать таким образом на обвинение евреев, пока те сперва не ответят за смерть нашего христианского мальчика, за которое они до сих пор не понесли наказание». Другими словами, нельзя наказать Симона Де Новерса, пока евреи коллективно не понесут ответственность за убийство Уильяма.

Защита и обвинение так и не пришли к компромиссу, дело отложили, а обвиняемого выпустили на свободу. Однако в 1150 году молодой монах из Нориджского собора Томас Монмутский решил выставить Уильяма мучеником. В книге «Жизнь и страсти Уильяма Нориджского» монах не только выставил евреев убийцами Уильяма (несмотря на то, что не было никаких доказательств), но и обвинил в жажде христианской крови. Миф о ненависти евреев к людям других вероисповеданий быстро овладел христианским воображением. Всякий раз, когда христианский ребенок умирал при случайных или невыясненных обстоятельствах, в этом были виноваты евреи. Вслед за этим последовали еврейские погромы: Бери-Сент-Эдмундс в 1181 году, Бристоль в 1183 году, Винчестер в 1192 году, Лондон в 1244 году, Линкольн в 1255 году. А в 1170 году во французском городе Блуа кровавый навет привёл к казни 30 невинных евреев, 17 из которых были женщинами. Среди погибших числились беременные и матери с детьми. Всех их заперли в здании и сожгли.

Нищета и безнадега

К тому времени, когда раввин Иосиф покинул Колчестер в 1260 году, еврейская община в Англии была погружена в нищету и отчаяние. Христианам разрешили ростовщичество и евреи столкнулись с жесткой конкуренцией. Королевским властям не было повода высовывать нос, чтобы защитить их. Из-за потери активов евреи были лишены заработка и средств к существованию и все больше опасались за свою личную безопасность. Между 1263 и 1267 годами объединенные силы баронов и дворян Англии (две группы, большинство из которых задолжали ростовщикам) громили одну английскую еврейскую общину за другой и убивали жителей под предлогом восстания. Кроме того, они оказывали огромное давление на короля, чтобы ввести всё более жесткие ограничения для евреев. В 1269 году были приняты новые законы, запрещающие евреям владеть землей или имуществом, отличным от их собственных домов или арендованных другими евреями. Также закон разрешал конфискацию имущества умерших евреев. Еврейским детям запрещалось претендовать на родительское наследство, и с 1275 года евреям было запрещено одалживать деньги.

Конец был близок. Без возможности зарабатывать на жизнь, некоторые в отчаянии прибегали к незаконным действиям. В 1278 году 293 еврея были признаны виновными в подделке монет и повешены в лондонском Тауэре. Печальное стихотворение, написанное раввином Меиром из Нориджа, демонстрирует ужасное положение еврейской общины в те времена:

Гонимы из родного края

Гибнем в огне мы сгорая

Идём на убой словно скот

Жнец сильнее теснит наш народ

18 июля 1290 года, спустя 30 лет после того, как Иосиф уехал на Святую Землю, Эдвард I издал указ об изгнании всех еврейских общин из страны, в обмен на солидный подарок от рыцарей и баронов — 150 000 марок для финансирования войны с шотландцами. Любой еврей, который остался в стране после Дня всех святых (1 ноября), должен был умереть. От 4000 до 16 000 евреев бежали на континент. Многие вернулись в северную Францию или переехали в Польшу, где евреев защищал закон. Часть из тех, кто остались либо обратились в христианство, либо скрывали свою личность и религию. Англия стала первой страной, которая изгнала целую еврейскую популяцию. Позже её примеру последовали Франция, Испания, Португалия и другие страны.

На протяжении всего двух веков еврейская община успела прибыть в средневековую Англию, достичь расцвета и исчезнуть. Они прибыли в страну по приглашению, но там их презирали и эксплуатировали словно коров, беспощадно лишали всего, что они заработали и создали, а затем насильно изгнали из городов, которые они считали родными. На протяжении следующих 350 лет евреям запрещалось жить в Англии.

Однако небольшое количество евреев всё же осталось: те, кто скрывался, или те, кто обратился в христианство. Небольшие сообщества испанских и португальских торговцев в Лондоне и Бристоле были со спокойствием встречены как Генрихом VIII, так и Эдуардом VI. Многие из иностранных музыкантов при тюдоровском и елизаветинском дворе, в частности, Лупос и Бассанос, скорее всего скрывали своё еврейское происхождение. В 1655 году положение евреев в Англии изменилось после того, как раввин Менассе Бен из Амстердама подал свое знаменитое ходатайство в Государственный совет с просьбой о его реадмиссии. Оливер Кромвель поддержал ходатайство и установил, что никакой закон не запрещает реадмиссию, тем самым проложив путь для возвращения евреев в страну.

Массовое бегство евреев, которое последовало за указом короля в июле 1290 года, может объяснить, как Бодлеанская чаша оказалась на дне рва в Норфолке. Возможно, её случайно уронили во время побега. Или, возможно, её спрятали там намеренно, в надежде когда-нибудь вернуться. Каким бы ни был ответ, Бодлеанская чаша — важная реликвия средневековой еврейской общины Англии, напоминающая о её технических достижениях, коммерческом опыте, религиозном благочестии и огромном финансовом вкладе в страну. Чаша символизирует изменчивую судьбу евреев в средние века не только в Англии, но и в средневековой диаспоре в целом.

Оригинал: History Extra

Автор: Ребекка Абрамс

Дата: 12 февраля

Перевод: Александр Лоскутов

​Редактор: Тамара Беркович