Найти в Дзене
инсайдер

Ещё один закон о табачной продукции. Кому он выгоден на сей раз

Много вредного нас окружает и покушается на наше здоровье. Например, вредно есть помидорно-огуречный салат, вредно вообще жрать без меры и пить всякие кока-колы. Профессор Преображенский не рекомендовал читать перед обедом советских газет. Вредно слушать выступления многих депутатов ГД по телевизору. И много чего ещё есть вредного. И государству в основном это фиолетово, хотя и могло бы законодательно повлиять на ситуацию. Допустим, решительно пресечь любые формы ввоза в страну и использования ГМО, вообще оградить российских граждан от риска вольной или невольной покупки таких продуктов питания, есть которые не порекомендует ни один врач. Прекратить имитацию борьбы с контрафактными лекарствами. Именно решительно – вплоть до уничтожения гнусного сырья, оборудования, средств производства и наложения огромных штрафов. Так нет - это всё не просто, говорят, правительство об этом думает, даны соответствующие поручения … и прочая лабуда. Из всего вредного правительство выдернуло только одно

Много вредного нас окружает и покушается на наше здоровье.

Например, вредно есть помидорно-огуречный салат, вредно вообще жрать без меры и пить всякие кока-колы. Профессор Преображенский не рекомендовал читать перед обедом советских газет. Вредно слушать выступления многих депутатов ГД по телевизору. И много чего ещё есть вредного.

И государству в основном это фиолетово, хотя и могло бы законодательно повлиять на ситуацию. Допустим, решительно пресечь любые формы ввоза в страну и использования ГМО, вообще оградить российских граждан от риска вольной или невольной покупки таких продуктов питания, есть которые не порекомендует ни один врач. Прекратить имитацию борьбы с контрафактными лекарствами. Именно решительно – вплоть до уничтожения гнусного сырья, оборудования, средств производства и наложения огромных штрафов. Так нет - это всё не просто, говорят, правительство об этом думает, даны соответствующие поручения … и прочая лабуда.

Из всего вредного правительство выдернуло только одно, и на свет, аккурат в мужской праздник 23 февраля 2013-го года, появился всем известный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Согласно ему (как в приличных странах-образцах всего светлого и мудрого) миллионы курильщиков России оказались изгоями. При желании с тех пор каждого из них можно хоть каждый день привлекать к административной ответственности, штрафовать и пополнять этим бюджеты.

Примечательно, что подавляющее большинство курильщиков согласны, что курение – вред, они многое сделают, чтобы их дети не пристрастились к этой привычке, и точно не будут пускать дым в лица младенцев. Их напрягает только то, что, в отличие от геев и лесбиянок, их минимальные права властью совершенно не учитываются, а оголтелое до неприличия прессование усиливается. Например, не существует технологии, не нарушив закон, выкурить сигарету при поездке на поезде Москва – Владивосток. Нет входа курильщикам в кафе и рестораны, хотя рестораторы были готовы выделить и соответственно оборудовать отдельные залы и специальные комнаты, ограждающие некурильщиков от табачного дыма. Нет – фантазия в причинах запретов безгранична. Вспомните хоть электронные сигареты!

Забавная фишка в том, что непомещающиеся на стульях пожиратели гамбургеров законами РФ защищены со всех сторон. Они – образцы гражданина. Хотя, на наш взгляд, было бы правильно организовывать рейды каких-нибудь правоохранителей с весами и сантиметровыми лентами и вылавливать тёток с фигурой как у перевязанной колбасы и мужиков с пивными брюхами, лишать их полиса ОМС и оплачиваемых больничных. А если будут застуканы где-нибудь в мак-дональдсе вместе с уже пухлыми детьми, то и ограничивать в родительских правах. Ну да, а что: уж в чём – в чём, а в части ожирения населения мы уже сравнялись даже с америкой!

А вот курильщик для государства – самый страшный враг и сволочь. Хотя вот совсем недавно, на днях, одному нашему другу сделали открытую операцию на сердце – АКШ. И надо же: мы застаём его в больнице с пачкой сигарет. Ни фига себе! Оказывается, лечащий врач выяснил, что предыдущие попытки выкинуть курево сопровождались у него кашлем и повышенной нервозностью и категорически запретил бросать курить (разве что – ограничить) вплоть до полного заживления и окончания реабилитации. Ну а потом, если будет желание, постепенно и прислушиваясь к организму. Естественно, где-где, а в клинике блюдут закон № 15-ФЗ, и места для курения там не найти. Так что друг наш – гад и нарушитель российских законов, но, как это не парадоксально, он хочет жить и мы его не выдадим. Депу-та-ты-ы?! Ау-у?! Есть тут такие? Может поправку к закону какую? Нет, не интересно? Врач плохой? Ну ладно, у вас, поди, других дел полно.

Вот хотя бы законопроект №317460-7 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», направленный 17 ноября прошлого года в ГД депутатами С.М.Катасоновым (ЛДПР) , Б.А.Чернышовым (ЕР), А.Б.Веллер (ЕР), а так же членами СФ Э.В.Исаковым и С.В.Калашниковым.

И надо же такому случиться, что этот законопроект тоже посвящён табаку, но уже не простому, а контрафактному. Здесь уже «здоровье граждан» упоминается реже чем никак. Что же озаботило законодателей? Сейчас расскажем.

В преамбуле пояснительной записки говорится, что (пунктуация и орфография сохранены):

«… доля потребления нелегальной табачной продукции в России в первом квартале 2017 года увеличилась по всей стране до 4,9% в сравнении с 1,1% с прошлым годом. В регионах, граничащих с Республикой Беларусь, ее доля увеличилась до 20,2% против 8,4% годом ранее, на границе с Республикой Казахстан произошел рост - с 2,8% до 5,5%.»

Причину этого безобразия авторы видят не только в расцвете табачного контрафакта в России, но и в том, что партнёры по Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС) со своими независимыми акцизными политиками отстают от России в росте акцизов на табачные изделия, которые у них, стало быть, дешевле, а границы открыты, отсюда мол и траблы.

Можно было бы восхититься железной логикой инициаторов изменения УПК, если бы они расширили анализ и привели, допустим, такую статистику:

«На некоторые марки сигарет рост цен за последние три года составил от 50 до 100%,»

Или:

"По данным Росстата реальные доходы населения сокращаются уже четвертый год подряд: в 2014 году снижение составило 0,7%, в 2015 году — 3,2%, в 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении, а в январе-июле 2017 года, снизились на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года."

Ну да ладно. Мы уже говорили, что этот проект не про людей. Народные избранники выявили несовершенство УПК, который, хотя и предусматривает не только конфискацию, но и уничтожение оборудования для производства контрафакта, но делает это, по их мнению, как-то невнятно. Допустим – может быть не уничтожение, а конфискация или передача в «соответствующие учреждения». А если оборудование взято злоумышленником в аренду, то (прости Господи) могут и вернуть его законному владельцу.

А надо, по мнению инициаторов поправок, однозначно – уничтожать и всё. Уничтожить, составить акт, провести фотосессию, кино- и видеосъёмку процесса и ещё сообщить об этом всем заинтересованным сторонам. А собственник-арендодатель оборудования, если он и не при чём, пусть сам потом судится со злодеем-контрафактником.

Вот могут же! Вот он, пример той решительности, о которой мы несколько выше грезили, говоря про ГМО и прочую дрянь.

Вопрос только – чего это они всполошились? Сами взялись перебирать всю имеющуюся законодательную базу на тему контрафакта и концентрированно сводить к узкому сегменту табачной продукции, или подсказал кто? И, наконец, - кто выгодополучатель от предлагаемого законопроекта?

Может государство, недобирающее акцизные сборы? – так об этом ни слова.

Может народ с недобитыми курильщиками? – так там не против чтоб курили. Главное, чтобы курево было правильное … Вот оно! Читаем в пакете з/проекта:

«…процедура уничтожения оборудования, используемого для производства контрафактных табачных изделий, окончательно не урегулирована и остается непрозрачной для правообладателей, которые непосредственно заинтересованы в его уничтожении для уменьшения своих репутационных и финансовых рисков.»

Кто же эти «правообладатели»? В исследовании ФГБНУ ВНИИТТИ, г. Краснодар, значится:

«По итогам 2015 года основные производители сигарет в России занимают следующие позиции:
- компания «Japan Tobacco International» (JTI) (производители: ООО
«Петро», г. С-Петербург; ЗАО «Лиггетт-Дукат», г.Москва), имеет долю на рынке в размере 34,4%;
- компания «Philip Morris International» (PMI) (производители: ЗАО «Фи-
лип Моррис Ижора», Ленинградская обл.; ОАО «Филип Моррис Кубань»,
г.Краснодар), имеет долю на рынке в размере 27,6%;
- компания «British American Tobacco» (BAT) (производители: ОАО
«Бритиш Американ Тобакко-СПб», г.С-Петербург; ОАО «Бритиш Американ
Тобакко-СТФ», г.Саратов), имеет долю на рынке в размере 21,5%;
- компания «Imperial Tobacco Group» (ITG) (производители: ООО «Импе-
риал тобакко - Волга», г.Волгоград; ЗАО «Империал тобакко - Ярославль», г.Ярославль), имеет долю на рынке в размере 6,1%;
- ОАО «Донской табак», г.Ростов-на-Дону, имеет долю на рынке в размере 8,8%.»

По данным из открытых источников в 2014 году российский рынок табачной продукции в денежном выражении составлял около 430 млрд руб.

Ну, ежели так, то несгибаемая пролетарская решительность не удивляет.

Сейчас законопроект № 317460-7 находится в стадии предварительного рассмотрения. 11.01.2018г. профильный комитет решил доработать указанный законопроект и внести его в течение месяца в Государственную Думу.

Рискнём предположить, что его не постигнет судьба проекта ФЗ №157763-7 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции», недавно (17.01.2018) утопленного уже на 1-м чтении в ГД несмотря на согласие авторов на любые поправки, лишь бы оставить его в стадии доработки и принятия.