Актеры делятся на исполнителей и на тех, кто может что-то родить. Последних – всего только десять процентов. (с) Олег Табаков
Именно таким человеком, из этих 10 процентов, был Олег Павлович. И он будет стараться окружать себя только такими же людьми. Среди его учеников не будет ни одной случайной фамилии, ведь, по его мнению, он должен выпускать в мир лишь таких актеров, которые точно смогут заработать деньги своей профессией. О том, каким жестким преподавателем он был, ходят легенды. Но об этом позже.
Олег Павлович так давно появился на свет и столько времени провел с каждым из нас, что понятие возраста стирается. Но, тем не менее, он появился на свет в 1935 году в Саратове. При этом у него было куда больше шансов освоить семейную профессию (и мать, и отец были врачами), нежели стать актером. Но судьба сделала свое дело, хоть и немного странно. Всю войну родители Олега помогали фронту, как могли, исходя из их профессии. Мать работала в госпитале, а отец возглавил военно-санитарный поезд. Когда война закончится, окажется, что испытаниям суждено продолжиться – отец встретил на фронте другую женщину и попросил развода. Вот так Мария Андреевна (так звали маму Олега Павловича), оставшись одна, должна была воспитывать сына.
А задачей это было непростой. В городе хозяйничали бандиты, воры, разбойники. И в их компании всё чаще стали замечать Олега. И Мария Андреевна в панике отдала сына в шахматный кружок в доме пионеров. Она надеялась, что это отвлечет его от дурного. А по соседству с шахматным располагался театральный кружок, где постоянно не хватало «штанов», так называли мальчишек. И вот, руководитель кружка попыталась решить проблему, выпрашивая из других секций мальчишек для своих постановок. Одним из таких «штанов» и стал Олег Павлович… Кстати, даже спустя много лет Табаков, как только появлялась возможность, приезжал в тот самый дом пионеров, чтобы подарить что-то нужное: звуковое оборудование, видеокамеры, установку новых кресел в зрительном зале.
В 1953 году, когда школа осталась позади, Олег поехал в Москву, чтобы поступать в театральный институт. А тем временем его бабушка молила бога, чтобы внук провалился, ведь, профессия актера, по ее мнению, более чем сомнительная. Но бог решил послушать не ее – Табаков поступил в Школу-студию МХАТ, где он, к слову, был лучшим студентом. На третьем курсе у него случилась первая роль в кино, а после окончания обучения он вскоре становится ведущим актером театра «Современник».
Олег Павлович не просто жил работой, он ей горел. За 8 лет он снялся в 40 кинокартинах и сыграл в большом количестве спектаклей. В эти годы он толком не ел и не спал. Вот и случилась беда – в 29 лет Табаков перенес инфаркт. После этого врачи рекомендовали ему полный покой на несколько месяцев, но не тут-то было. Как только его выписали из больницы, он сразу же пришел в театр. И за каждый спектакль терял по килограмму, а затем всю ночь лежал под капельницей. Конечно, не представляющий своей жизни без сцены Олег Павлович, не мог выполнять предписания врачей. Но кое-что он постарался включить в свою жизнь – регулярное питание и дневной сон. С тех пор над ним многие подшучивали, что Табаков всегда что-то ест.
Надо сказать, что Олег Павлович, несмотря на невероятную занятость, успел жениться. Его избранницей стала актриса Людмила Крылова, которая на тот момент была куда более знаменитой, чем он сам.
Их брак продлился более 30 лет и подарил им двоих детей – Антона и Александру. Но их браку суждено было распасться. Дело в том, что Олег Павлович набирал курс. Среди его студентов оказалась Марина Зудина, с которой у них закрутился роман, о чем было известно всем уже к концу 1-го курса. Но Табаков не мог уйти из семьи. Он помнил, каково ему было, когда отец оставил их с мамой ради другой женщины, он помнил, как нуждался в отце, в его советах и дружбе. Поэтому такое положение вещей сохранялось еще 12 лет. Затем Табаков принимает решение развестись. Людмила Ивановна, разумеется, восприняла это как предательство, ничего удивительного в этом нет. На ее сторону встали дети. Антон 5 лет не общался с отцом, но затем им удалось восстановить отношения. Дочь Олега Павловича Александра простить отца не смогла. Она была талантливой актрисой, играла в театре отца, стала появляться в кино. Но как только Табаков принял свое решение, Александра уходит из театра и прекращает всякое общение с отцом. Он и сам станет говорить, мол, отношений у нас с Александрой нет никаких…
Марина Зудина родит ему двоих детей, они будут жить счастливо, по крайней мере так будет казаться. При этом Олег Павлович будет успевать выполнять такое невероятное количество дел, что это не будет поддаваться никакому объяснению, ведь Табаков уже в солидном возрасте. Но он успевает преподавать, читать лекции в Европе, ставить спектакли, заниматься продюссированием, съемками, художественным руководством театра.
Кстати, мы обещали поговорить о том, насколько жёстким преподавателем был Олег Павлович. Говорят, что когда к нему кто-то приставал с просьбой о прослушивании, он не отказывал, но старался прочувствовать, прощупать творческую судьбу просящего. Говорят, что несмотря на возраст и невероятную занятость, его глаз никогда не «замыливался», он всегда был в поиске талантов, всегда был заинтересован в истинных актерах. В свое время устраивал прослушивания в школах. Так в его «драмкружок» из 3000 школьников набралось 49 учеников, из которых через год осталось 30, а еще через 2 года только 8 человек, которых он и пригласил к себе на курс. Попасть к нему на обучение мечтали многие, но не всем суждено было пройти эту школу жизни. Зато среди его студентов самые известные сегодня актеры: Сергей Безруков, Андрей Смоляков, Владимир Машков, Алексей Серебряков, Евдокия Германова, Евгений Миронов. Но надо сказать, что своих студентов он очень любил, заботился о них. Из каждой своей заграничной поездки он привозил им подарки, в том числе и одежду, так он помогал им хорошо выглядеть, ведь, это было важно для актера. У одного из студентов Олега Павловича была проблема – 47 размер ноги. В Союзе это было действительно серьезной проблемой, которую Табаков решил: он привез студенту туфли подходящего размера из Парижа.
В творческой биографии Олега Павловича какое-то невообразимое количество спектаклей, кинофильмов, постановок. Его актерско-режиссерско-продюссерская жизнь оказалась такой плодотворной и насыщенной, настолько разной, что, кажется, каждое поколение найдет для себя любимую работу этого потрясающего человека. «Семнадцать мгновений весны», «Москва слезам не верит», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Мэри Поппинс, до свидания!» «После дождичка в четверг», «Человек с бульвара Капуцинов», кот Матроскин из «Простоквашино»…
12 марта 2018 года Олега Павловича не стало. Ему было 82 года. У него всегда была такая озорная и в то же время задумчивая улыбка с прищуром, что возникало впечатление, будто он знает что-то такое, чего не знает никто вокруг. Так, наверное, и было, он знал, как прожить жизнь невероятного масштаба, совершить огромное количество важного, настоящего, оставаясь при этом достойным человеком. На его фильмах, сказках и мультиках с его озвучкой, выросло не одно поколение людей, которое запомнит его, как очень важного человека, ведь то, что было в детстве, мы проносим через всю жизнь с особой теплотой. А для более взрослого поколения Олег Павлович останется человеком-эпохой.