Найти тему
Тайны Вселенной

Орбитальный самолёт "Спираль", космический челнок, который так и не полетел.

Проект Спираль. Задолго до Спейс Шаттла

Американская программа многоразовых космических кораблей была задумана в 1971 году, а первый полёт состоялся в 1981, через 7 лет после Шаттла стартовал и наш «Буран», но мало кто знает что первый многоразовый космический челнок был создан в СССР ещё в 60-70 годы.

Проект включал в себя создание многоразового космического челнока для военных целей, в первую группу космонавтов-испытателей входили Герман Степанович Титов (1966-70 гг), и еще не летавшие в космос Анатолий Петрович Куклин (1966-67 гг), Василий Григорьевич Лазарев (1966-67 гг) и Анатолий Васильевич Филипченко (1966-67 гг).

Система состояла из орбитального самолёта и ступени для разгона, фактически это был самолёт носитель, с которого и должен был стартовать челнок. Цели были сугубо военные, корабль предполагалось использовать как космический разведчик, противоспутниковый истребитель и ударный орбитальный бомбардировщик. Разработку поручили ОКБ-155 А.И.Микояна, главным конструктором был назначен 55 летний главный конструктор ОКБ Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский. Проект двухступенчатого орбитального самолёта получил кодовое название «Спираль».

Проект был совершенно новаторским по тем временам и намного опережал своё время, взять хотя бы предложение использовать в качестве окислителя жидкий фтор вместо кислорода, что позволяло заметно улучшить параметры двигателей ВКС.

Благодаря заложенным конструктивным решениям проекта, космический самолёт позволял получать недостижимые ранее параметры выведения полезной нагрузки в космос:
- доставка на орбиту полезного груза с массой в 9-10% от общей массы системы;
- уменьшение стоимости запуска полезной нагрузки в 3-3,5 раза по сравнению с существующими средствами выведения;
- запуск космического самолёта в любом направлении и возможность быстрого перенацеливания старта
- высокая мобильность разгонной самолётной ступени;
- быстрое достижение орбитальным самолётом любой заданной точки орбиты;
- возможность эффективного маневрирования на всех участках полёта;
- самостоятельная посадка самолётного типа на выбранный аэродром в любых условиях.

-2

С технической точки зрения все опытно-конструкторские работы шли вполне успешно. По утверждённому графику проекта "Спираль" предполагалось создать дозвуковой аппарат в 1967 г, а в 1968 г уже начать работы с гиперзвуковым самолётом. Первый опытный экземпляр ВКС должен был подняться на орбиту в беспилотном варианте в 1970 г., а пилотируемый полет предполагалось осуществить в 1977 г. В период 1970-1974 г.г. был совершён ряд успешных полётов экспериментальных аппаратов, хотя были и неудачи, куда же без них..

Но.. Решением партийного руководства, и в частности под давлением Д.Ф.Устинова, бывшего тогда секретарем ЦК КПСС, курировавшим оборонную промышленность и выступавшего за ракетный путь развития космонавтики, а потом и министра обороны Гречко привели к закрытию проекта.

Так мы остались без орбитального самолёта, который мог взлететь гораздо раньше американского шаттла, а главное это привело бы к кардинальному изменению в пилотируемой космонавтике.

Лётный экземпляр «Спирали» сейчас хранится в авиамузее, в подмосковном Монино.

-3

Напоследок порекомендую посмотреть фильм о создании орбитальной космической системы «Спираль»

В сети есть и более подробный двухсерийный фильм.

Наука
7 млн интересуются