Руководство Еврокомиссии (ЕК) во главе с президентом Жан-Клодом Юнкером обсуждает ответные меры, которые ЕС может ввести в том случае, если президент США Дональд Трамп даст ход своему плану по введению пошлин на импортные сталь и алюминий. Как следствие протекционистской меры США, Евросоюз может установить ответные тарифы на американскую продукцию в течение двух месяцев. Такое заявление сделала еврокомиссар по торговле Сесилия Мальмстрем.
Пока нет официального решения США, Брюссель готовится к любому исходу, подчеркнула еврокомиссар. ЕС делает все возможное, чтобы Вашингтон пересмотрел свое решение, отметила Мальмстрем. «Это нанесет ущерб трансатлантическим отношениям, а также глобальной торговой системе», — добавила она. По словам Мальмстрем, Еврокомиссия уже обсудила предварительный список промышленной и сельскохозяйственной продукции из США, которая может быть обложена ответными пошлинами.
Напомним, Трамп 1 марта анонсировал введение пошлин на импорт в Соединенные Штаты стали (в размере 25 процентов) и алюминия (10 процентов). В ответ председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер заверил, что протекционизм Трампа не останется без реакции ЕС.
ЕК также рассматривает возможность подачи жалобы на США в ВТО и введения «защитных» мер, чтобы предотвратить массовый приток предназначавшейся для Америки продукции металлургии из других стран на европейский рынок.
Уже стало известно, что Европейский союз может ввести пошлины на американские товары стоимостью 2,8 миллиарда евро (3,5 миллиарда долларов). ЕС планирует обложить пошлинами ряд потребительских и сельскохозяйственных товаров, а также изделий из стали, импортируемых из США, следует из подготовленного Европейской комиссией перечня.
Между тем, ключевые страны — экспортеры стали и алюминия уже выразили свой протест, заявив о том, что готовы принять ответные меры в отношении Соединенных Штатов. В МИД КНР призвали Вашингтон следовать «многосторонним правилам» и предупредили о том, что и другие государства могут последовать за США.
Так, о возможности введения ответных мер заявили и в Канаде. Оттава, экспортирующая в США 2,5 млн тонн стали, считает нецелесообразным рассматривать торговлю со страной-соседом в качестве угрозы национальной безопасности США. Неудивительно, ведь бюджет страны может потерять существенную часть доходов, которые более чем на 50% зависят от экспорта сырья. Свою обеспокоенность решением Вашингтона выразили такие международные организации, как МВФ и ВТО. В Международном валютном фонде не только указали на потенциальное появление протекционистских мер от других стран, но предупредили о том, что «железные» пошлины навредят самой американской экономике.
Российским производителям грозит гораздо меньший ущерб от решения США, чем металлургам из Китая и ЕС, считают в правительстве РФ. Тем не менее, «определенный ущерб есть, поэтому будем смотреть, как мы можем отреагировать», — отметил вице-премьер Аркадий Дворкович.
В случае скрытой или открытой торговой войны негативные последствия для темпов роста глобальной экономики и мирового товарооборота не заставят себя ждать. Можно предположить, что те цифры, что мы ждали по экономическому росту в начале 2018 года, могут не реализоваться. Конечно, на первоначальном этапе особого урона экономикам не будет. Но сталь, виски и апельсиновый сок могут быть началом, которое затем перекинется и на такие сферы, как производство электроники, автомобилей и авиатехники. Если дело дойдёт до этих категорий продукции, то обеим сторонам будет что терять.
В целом, шаги Белого дома можно оценить в качестве неразумных, так как администрация США забывает о географическом разделении труда, а также о собственных просчётах в экономике. Тревожным сигналом является то, что, по информации в СМИ, администрация Трампа готовит также повышение пошлин для КНР, а это уже будет весьма весомой заявкой на старт мировой торговой войны. При этом самым оптимистичным вариантом развития торговой войны между США и ЕС может стать частичная отмена антироссийских санкций, чтобы упростить торговлю с нашей страной. Однако насколько вероятно появление такого «окна возможностей» и как оно повлияет на торговые отношения РФ с Европой, покажет время.