Продолжаем сравнивать произведения русской литературы для заданий 9 (проза) и 16 (поэзия) ЕГЭ. Сегодня коснемся темы образования и самообразования литературных героев.
1. Митрофанушка ("Недоросль" Д.И. Фонвизина)
Собственно, слово, вынесенное в название комедии ("Недоросль"), обозначает молодого дворянина (мужского пола), который еще не получил свидетельства об образовании (как, собственно, нынешние школьники, которые еще не получили аттестата о среднем образовании). В XVIII, да и в XIX вв. это слово не являлось ругательством (недорослем является и Петруша Гринёв из "Капитанской дочки" Пушкина). С легкой руки Петра I государство стало заботится об образовании своих граждан (в первую очередь, дворян). Поэтому для вступления в брак от представителя высшего сословия требовался документ о том, что он умеет читать-писать, складывать-вычитать и т.п. С этой целью молодым дворянам стали нанимать учителей.
Митрофану Простакову 15 лет ("ведь вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы"), он утверждает, что "не хочет учиться — хочет жениться". Однако сначала ему нужно получить то самое письменное удостоверение о выучке.
У Митрофанушки трое учителей: грамоте его учит семинарист Кутейкин, арифметике отставной сержант Цыфиркин, а "по-французски и всем наукам" обучает немец (!) Вральман, который впоследствии оказывается вовсе не ученым, за кого себя выдавал, а бывшим кучером.
На "экзамене", который принимают Стародум и Правдин, Митрофан утверждает, что "дверь" — это имя прилагательное, потому что она "приложена к своему месту". Историю, которую должен ему преподавать Вральман, и Митрофан, и его "учитель" считают увлекательнейшим предметом: "оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью". А география оказывается для Простаковых "недворянской наукой": "Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж?" — искренне удивляется мать Митрофанушки.
Фонвизин обличает нравы старшего поколения, которое считает, что образование не нужно (Простакова гордится, что ее родители никого учиться не отдавали, а кто сам тянулся к знаниям, того могли и проклянуть), но вынуждено нанимать учителей, чтобы следовать моде и выглядеть в обществе достойно. При этом драматург не жалеет черной краски и для самого недоросля: он глух к учебе (четвертый год учится грамоте, да "новой строки не разберет"), хочет только есть, спать и гонять голубей. Вывод: необразованность и нежелание учиться порождают новые пороки. Комедия заканчивается словами, которые стали афоризмом: "Вот злонравия достойные плоды!"
2. Татьяна Ларина ("Евгений Онегин" А.С. Пушкина)
Образование женщин в XIX в. заключалось, в основном, в умении музицировать, танцевать, наряжаться, говорить по-французски и, конечно, соблюдать правила этикета (об этом есть строки и в комедии Грибоедова "Горе от ума"). Татьяна Ларина, дворянка, проживавшая в деревне, не была исключением.
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо...
Знаменитое письмо Онегину она написала на французском языке ("Она по-русски плохо знала, / Журналов наших не читала / И выражалася с трудом / На языке своем родном, / Итак, писала по-французски...").
Но Татьяна не стала бы любимой героиней Пушкина, если бы была как все. Во-первых, уже в этот момент мы симпатизируем девушке, которая близка природе и которая умеет чувствовать и не стыдится этого. Во-вторых, Татьяна Ларина прошла "курс" самообразования: после отъезда Онегина из деревни она стала наведываться в его дом и читать книги из его библиотеки. Так малообразованная дворянка получила доступ к обширнейшим знаниям:
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
Таким образом, Татьяне Лариной, воспитанной на французских романах, как все остальные девушки ее сословия, повезло встретить Онегина и через него заинтересоваться книгами. Благодаря его библиотеке и жажде самообразования Татьяна стала умнее, сильнее, самодостаточнее ("величавая ... законодательница зал").
3. Княжна Марья ("Война и мир" Л.Н. Толстого)
Княжна — дочь Болконского-старшего. Он богат и своенравен, но любит своих детей, в том числе, конечно, и Марью, просто не умеет это показать. Именно его любовью (и пониманием того, что девушка некрасива и поэтому не будет иметь успеха у мужчин) вызвано желание научить дочь не просто "женским" занятиям, а дать ей обширные знания, которые помогут княжне Марье в жизни.
Князь Николай Андреевич Болконский лично преподавал дочери все науки, включая математику и геометрию: "Математика великое дело, моя сударыня. А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу", — говорил он.
Даже к занятиям "глупых барынь" — музыке — в этой семье подходили со всей строгостью. Бедная княжна Марья должна была играть на клавикордах каждый день с 12 до 14 часов: "из дальней стороны дома, из-за затворенных дверей, слышались по двадцати раз повторяемые трудные пассажи Дюссековой сонаты". То есть отец заставлял ее постоянно оттачивать мастерство.
Княжна Марья — одна из любимых героинь Толстого. Она не только добра и "душевна" (как та же Наташа Ростова, Николай Ростов, да и все представители семьи Ростовых), но и умна. Именно поэтому автор в финале романа-эпопеи создает брак людей из достойных фамилий, чтобы они еще больше обогащали друг друга — как в духовном, так и в интеллектуальном плане: Марья Болконская становится женой Николая Ростова (а Наташа Ростова выходит замуж за умного Пьера Безухова).