Найти тему

Архитектура книги. Введение

Автор перевода: Дина Картинка

Цепочки в новом сюжете

В данной книге вы узнаете, как эффективно выстроить сюжет и разработать чёткий план текущей или будущей работы. Предлагаемые рекомендации универсальны: не важно, в каком литературном жанре вы работаете, и как давно приступили к работе: неделю назад, сегодня утром или уже имеете на руках 20 а.л. черновика.

Я, Стюарт Хорвитц, основал компанию «Архитектура книги» пятнадцать лет назад, потому как устал от имиджа «книжного доктора». Среди моих клиентов распространился миф, будто я обладатель волшебной пилюли или вакцины, употребив которую можно в одночасье излечить любой текст и любую работу. Конечно, это невозможно, за исключением случаев, когда вы прибегаете к помощи готовых шаблонов. Всё же это не отменяет факта, что писатели по всему миру нуждаются в помощи для построения чего-то красивого, солидного и оригинального. Для этого требуется метод. И именно таким методом я собираюсь поделиться.

Возможно, вам уже доводилось слышать о методе архитектурного построения сюжета и, возможно, вы уже купили мою первую книгу «Blueprint your bestseller» (там я советую иметь, по крайней мере, 60 страниц первичного черновика и, желательно, не менее сотни до того, как вы пройдете 22 шага-действия). Всё, что вы узнали из моей первой книги применимо и по сей день, однако теперь необязательно иметь готовый материал, чтобы немедленно приступить к работе. Использовать знания, полученные в «Архитектуре книги» для написания черновика на любой стадии его завершённости.

В Методе «Архитектуры Книги» мы оперируем тремя основными понятиями: сцена, цепочка и тема. Давайте поговорим о сцене. Метод гласит: если вы находите 99 необходимых сцен и располагаете их в правильном порядке, тогда черновик будет готов. Звучит как шутка, но она работает. Заметьте, 99 – это условность, так как мы не знаем, какое количество сцен будет содержать ваш черновик в законченном виде. Когда мы думаем о наших сценах так, будто они имеют какое-то определенное количество, а затем отделяем их друг от друга, мы получаем гибкость. Гибкость нам необходима, чтобы перемещать одни сцены, отбрасывать другие и устраивать мозговой штурм для третьих.

Я выбрал число 99, потому что оно меньше сотни. Под этим я подразумеваю, что на первоначальном этапе рано беспокоиться о единстве – конечной цели литературного творения. Не стремитесь к комплексности, работая над сценами. Напротив, нам необходимо искать последовательность, логичность и согласованность. Другими словами, не ставьте на кон всё сразу.

Мой знакомый работает шеф-поваром. Часто он наблюдает, как новички, которые пока только учатся готовить, с чрезмерной страстью берутся за дело, а в результате превращаются в «генераторы переведённых продуктов». Представьте, что вы делаете соус для спагетти. Вы замечаете желтый перец и думаете «Отличный ингредиент!» Затем: «О, китайские острые специи! Добавлю сразу весь пакетик!». Добавим уксуса! И вина! И кефира с рисом!

В итоге получается жижа со вкусом помоев.

Другое дело, если вы проведёте отбор ингредиентов. Позолотите лук, добавите оливкового масла, спелых томатов, подходящих специй и т.д. – тогда вы почувствуете не только вкус каждого отдельного ингредиента, но и гармонию вкусов, как они взаимодействуют друг с другом. То же самое и со сценой.

Ваши сцены представляют собой места, где что-то происходит, последствия предыдущих событий и причины последующих, и места, где что-либо меняется. Ваши сцены – это то, что вы показываете, а не рассказываете, где вы используете описание и диалог. Но они не будут проиллюстрированы на уровне полноценного повествования, если только вы не используете цепочки.

Что такое цепочки? Прежде, я опишу, чем они не являются: это невзаимосвязанные серии книг, написанные в одном жанре, наполненные одними и теми же персонажами. (Это связано с ними, но сейчас заострим наше внимание на другом).

Цепочки в данной книге определяются как:

повторение и изменение повествовательного элемента таким образом, что повторение и изменение создают значение

Вы могли слышать, что повторение и изменение применяются к искусству в целом: использование мелодии в музыке, архитектурный узор.

Повторение и изменение повествовательного элемента – что это такое? Повествовательный элемент – нечто, что может быть идентифицировано в сознании читателя, как что-то определенное, например, личность, предмет, отношения или фраза. По факту, повторение и изменение цепочки – это то, как личность становится персонажем, место становится окружающей остановкой, предмет становится символом, отношения раскрываются в развитии, как повторяющаяся фраза становится ключом к философии всей работы.

Повторение и изменение создают значение. Об этом говорить пока рано. Обещаю, мы вернемся к этому и рассмотрим примеры широкого разнообразия цепочек. Фактически, это то, о чём мы на самом деле будем говорить.

Повторение и изменение каждой цепочки формируют индивидуальные повествовательные (сюжетные) арки, и мы будем практиковаться, изображая в виде диаграмм эти «сюжетные арки» - первый из трёх инструментов Архитектуры Книги. Мы получаем навыки, заставляя арки взаимодействовать, пересекаться друг с другом и вступать в противоречие. Всё это, чтобы сплести их нити в полноценный гобелен через использование «таблицы цепочек» – второго инструмента. Третий инструмент – «цель цепочки», чтобы убедиться в том, что все цепочки относятся к одному и тому же – теме. Потому что ваша книга может быть лишь об одной теме.

Ваша книга может быть лишь об одной теме. Я часто вспоминаю, как один ученик сказал: «Это ваша книга может быть только об одной теме». Другой студент спросил: «Как насчёт двух тем? Может ли моя книга быть на две темы одновременно?» Я ответил: «Да. Только в том случае, если эти две темы сводятся к одной».

Вы должны быть способны выразить тему своего произведения одним предложением. При этом не стоит беспокоиться, если одна эта фраза будет звучать как клише. Лучше потратить достаточно времени в то, чтобы поверить в это самое предложение.

«Неважно, как часто ты падаешь, важно то, как тебе удается вновь подняться»

Вы верите этому? Я - да. Оригинальность исходит из того, под каким соусом вы эту тему подаете, например:

«Любая несчастная пьющая девушка способна превратиться в просто пьющую девушку»

Вы ведь видите, как это меняет дело. Уже на этом можно бы было остановиться. Мы увидим немного больше примеров тем на приведенных примерах. Возьмём формулировку темы новеллы «Уловка-22»:

«Бессмертная логика озадачивала его на каждом шагу»

Когда вы сформулируете свою тему, вы можете поместить её в самое яблочко «мишени цепочек» - это третий инструмент. Вы расположите все придуманные цепочки вокруг центра мишени, чтобы проанализировать повторяющиеся и изменяющиеся элементы, какие из этих элементов нужно развернуть или сократить. Это поможет вам понять, какая ещё работа предстоит на уровне отдельных сцен, чего не хватает, что должно произойти, и перед каким выбором вы стоите.

Сцена, цепочка и тема. Относительно простой способ поразмыслить над писательством. Сегодня на книжных полках множество хороших книг на предмет сцены. Мое использование темы оригинально в своем приложении, но не определении. Цепочки, однако, нашли свою нишу в писательском мире, произвели впечатление, а кое-где и настоящее прозрение у некоторых писателей.

Как я упоминал ранее, существует множество различных типов цепочек. Например цепочки персонажей - это когда личность повторяет что-то и изменяется, читатель видит, что герой проходит путь, становится полноценным. Объектные цепочки – это когда объект повторяется и изменяется, он становится символом. Когда то же происходит с фразой – она становится посланием, мантрой работы. Локационные цепочки – сцены происходят в одном и том же месте, ему придаётся дополнительное значение. Также существуют и цепочки событий, но с ними нужно быть осторожными, иначе они начнут преобладать над другими аспектами произведения. Мы называем такие события сюжетом и часто способствуем тому, что все прочее летит в корзину.

Когда я работаю с писателями, им всем хочется поговорить со мной о сюжете. «Что такое сюжет, о котором вы говорите?» - спрашиваю я, а они отвечают: «Ну, вы знаете, всё, что происходит… важные части… Фигня, что соединяется, и типа, значит что-то».

Я понял, что работа с индивидуальными цепочками дает нам более продуктивный взгляд раскрытие идеи в повествовании. Если хотите, можете называть это подсюжетом. Каждая цепочка способствует общему движению и воздействует на всю работу. Далее вы увидите, что каждая цепочка является направляющей для группировки строительных кирпичиков – сцен.

Когда мы говорим о сюжете отдельно от характеров, персонажей, символов, мест действия, диалогов и философского анализа, мы лишь ставим события над всем остальным. Но ничто не существует в вакууме. Я призываю использовать цепочки и погрузиться в общности, сплоченность и последовательность повествования, которые могут стать нашей вселенной.

Самоучители по писательскому ремеслу, которые лечат отдельные элементы, затрудняют возвращение произведению целостности. Я считаю, что существующие подходы к писательству неизбежно ограничивают вас.

Нигде нет больше правды, чем в предмете сюжета. Многие повторяют примерно одну и ту же мысль. Существует «универсальная история», которой мы все должны придерживаться: повествование должно подразделяться на трехактовую структуру конфликта: зачин, кульминацию и развязку. В течение трёх актов существуют и более специфичные ориентиры, такие как первая «критическая точка», где нам напоминают о существовании антагонистских сил, или «срединная точка», где у нас есть поворот, отправляющий героя в новый мир.

Всё это выглядит примерно так:

-2

Над этим можно поразмыслить, но до тех пор, пока мы не используем это все одновременно и создаем целый букет похожих друг на друга повествований, потому что используем одну и ту же формулу.

Множество великих книг используют эту формулу, но также много и не используют её. Представим в другом ключе: возможно существование предварительной структуры в нашей людской психике, которая влияет на то, как мы воспринимаем повествование. Но не нужно начинать с использования шаблонов. Мы используем метод «Архитектуры книги», чтобы увидеть ещё один способ работы над произведением.

Нам не нужны шаблоны, так как у нас есть цепочки. Отслеживая цепочки, мы можем привести в порядок 99 процентов нашей работы. Вы можете использовать сюжетную арку, чтобы убедиться в согласованности с различными цепочкам, узнать обо всех сюжетных дырах и создать моменты эмоционального воздействия. Можете применить инструмент таблицы цепочек, показывающей пересечение цепочек и самых важных повествовательных элементов, чтобы создать драматическое напряжение и комплексные эмоциональные и философские эффекты. Вы можете использовать инструмент мишени цепочек, чтобы гармонизировать вселенную вашего повествования и дать читателям очень приятное впечатление, когда «всё сходится в одной точке».

Теперь убедились? Это необязательно. Дайте мне в награду капельку сомнения. Писатели, относившиеся к методу с долей сомнения в итоге заявили, что метод архитектуры книги позволил им определить, какую же историю на самом деле они пытались изложить. Они усвоили данный метод, учли обширный читательский опыт, и однажды, применив метод «архитектуры книги» в своей работе, обнаружили, что цепочки так и выпрыгивают на них со всех сторон!

И в случае, если вы думаете, будто знаменитым писателям не приходилось проходить через подобные процессы, как большинству из нас, потому что они гении и все такое, позвольте представить вам тему данной книги:

Интеллектуальное планирование не есть враг креативного гения

На что мне ответил Джон Стайнбэк: «Не понимаю, почему писатели никогда не вкладывают в знание своего мастерства. Годы спустя после того, как я заканчиваю книгу, кто-то находит мой изначальный план и думает, что я плагиатор или просто везунчик”.

Мы полагаться на чужие идеи или везение не станем. В данной книге мы будем определять исходные данные произведений, проявив к авторам полное доверие.

Работы, которыми мы будем наслаждаться, открывая наши умы для того, как выстраивать сюжет и наброски без использования шаблонов, будут следующими:

«Плюшевый мишка», автор Дон Фриман (детская сказка)

«Великий Гэтсби», автор Ф. Скотт Фицжеральд

«Социальная сеть», автор сценария Симон Бюфой

«Гарри Поттер и Орден Феникса», автор Джоан Роулинг

«Уловка-22», автор Джозеф Хиллер

«Превращение», автор Франц Кафка

Вам не нужно быть близко знакомым с первоисточниками, чтобы приступать к очередной главе. Каждое повествование соответственно будет кратко изложено, по крайней мере, с достаточным объёмом содержания, чтобы вы всегда могли сделать вывод о том, что происходит. Так как я знаю, что в первую очередь вы заинтересованы в вашей собственной работе – как вам и следует – я обещаю не тратить попусту ваше драгоценное писательское время.

Я должен предупредить, что требуется более сконцентрированное обучение. Но это еще не вся работа. Мы также будем мечтать о том, что сможем писать лучше, чем сейчас и создать нечто аутентичное и сильное для наших читателей. Давайте приступим.

*Следующую главу, где разберём по косточкам сюжет «Плюшевого мишки» ищите по тэгу #АрхитектураКниги@great_birds

Оригинал статьи размещён на нашем паблике "Щеглы" в ВК