Сегодня стало модным возмущаться ложью в средствах массовой информации. Информационные агентства, корпорации, и - не дай бог! - даже политики, похоже, вводят нас в заблуждение. И им это удается! Как это возможно? У известного немецкого социолога Никласа Лумана есть некоторые ответы на эти вопросы в его классической книге от 1995 года под названием «Реальность средств массовой информации»( книгу легко можно скачать в сети Интернет).
Что такое «средства массовой информации»?
Для Лумана ключевая характеристика средств массовой информации заключается в том, что несколько человек общаются с большой аудиторией. Между самими членами аудитории взаимодействие достаточно слабое.
Определение Лумана позволяет представить такую систему как группу людей, связанных своими действиями. Проблема с этой моделью заключается в том, что она воспринимает воздействия слишком лично. Вроде бы если мы просто разместим «правильных» людей на своих позициях, то казалось бы все будет в порядке. Но в действительности мы с удивлением узнаем, что даже после того, как мы поменяли людей на правильных, ничего не изменилось. То есть оказывается, что побеждают основные правила системы.
Луман сосредоточился на операциях, которые формируют и поддерживают систему. Основными операциями СМИ являются коммуникации. Сообщение является тогда успешным, если информация достоверно передается, и если кто-то обращает на нее внимание.
Он представлял СМИ в виде струн коммуникаций, которые формируют систему.
Построение реальности
Прежде чем мы более подробно рассмотрим эти коммуникации, мы должны иметь в виду, что Луман следовал конструктивистской традиции. А именно, конструктивисты предполагают, что у нас нет прямого доступа к миру. Вместо этого мы собираем информацию из нашей окружающей среды и строим модель мира в наших головах. И не внешний мир направляет наши действия, а наше внутреннее представление этого мира.
Это означает, что ваше индивидуальное физическое состояние, ваш индивидуальный опыт и мотивация формируют то, что вы воспринимаете как мир и создаете как мир, в котором вы живете. При этом, очевидно, каждый из нас живет в отличном от другого сформированном мире.
Луман применил этот конструктивистский взгляд к системам СМИ.
СМИ не показывают вам мир, они показывают вам только построенную репрезентацию мира!
В СМИ представление о мире формируют условия и индивидуальные ограничения систем связи.
Как СМИ конструируют свою реальность? Рассмотрим три основных условия:
1. Время: коммуникации должны осуществляться регулярно.
Луман сказал, что тот факт, что “новости”, кажется, происходят так подозрительно регулярно, что идеально соответствуют графику газеты, должен заставить нас задуматься. Ритм и количество новостей определяется не важностью событий, а необходимостью не терять внимание аудитории. Каждая среда и аудитория имеет оптимальный ритм, когда необходимо выпускать что-нибудь новенькое.
2. Селекция: коммуникация должна быть подключаемой.
СМИ должны решить, что они считают достойным для коммуникации, а что нет. “Новая " информация должна определяться внешней информацией и тем, что было сказано ранее. Если бы средства массовой информации просто выбирали бы для сообщений любую информацию, то мы не смогли бы создать никакого образа из их сообщений, коммуникация являла бы собой просто шум, не стоящий внимания.
3. Раздражение: новая информация должна удивить нас.
Средства массовой информации должны держать нас в напряжении, мы должны обращать внимание на сообщения. Поэтому жизненно важно, чтобы новая информация не только была прочно связана со старой, но и удивляла, а еще лучше раздражала нас.
Такие ограничения сильно влияют на то, как средства массовой информации представляют нам мир. Хитрость здесь заключается в том, что кажется, что они просто рассказывают о внешнем мире, но надо помнить - они следуют своей основной функции - привлечь наше внимание. И именно эта мотивация определяет результат, как СМИ представляют окружающий мир.
Вранье
Разумеется,сделать различие между «истиной» и «ложью» бывает непросто. Есть бесчисленные вариации и нюансы обеих. Но для наших целей мы будем использовать простое определение лжи: это информация, которую отправитель считает ложной, но сообщает получателю в любом случае.
Такого рода информацией переполнены средства массовой информации по нескольким причинам:
1. Лгать так легко.
Поиск новых фактов для СМИ - тяжелая и непредсказуемая работа. Если вам нужно регулярно получать новости, то можно просто придумать их, что является довольно надежным способ получения нового материала для СМИ.
2. Тупая ложь раздражает.
Если вы хотите привлечь внимание, то мало что может сравниться по эффективности с вопиющей ложью. Действительно, чем проще, грубее и очевиднее ложь, тем больше людей она эмоционально затрагивают. Мы просто не можем сопротивляться нашему возмущению, нам трудно игнорировать очевидную ложь. Мы обращаем на ложь внимание.
3. Ложь хорошо согласуется с историями.
Как только средство массовой информации изрыгает ложь, то ему тут же становится легко и просто придумывать новые виды материалов для сообщений, связанные с этим враньем: это отрицание, другие точки зрения, лживые комментарии и т.д. - список бесконечен. Найдите небольшой “фонтан дерьма” или “скандал” – вот животрепещущий материал для СМИ. Мы ищем «жареное», мы хотим знать, что будет дальше, как будет разворачиваться история, приковавшая наше внимание.
Луман ясно дает понять, что, по его мнению, СМИ не лгут намеренно, чем разочаровывает большинство поклонников теорий заговора. Проблема, по его словам, заключается в том, что различие между правдой и ложью не является существенным для средств массовой информации — в отличие, например, от научных систем, где проверка на истинность имеет жизненно важное значение. Существование масс-медиа не основано на истине, оно основано на внимании. К счастью, всегда существуют люди, которые придерживаются этических принципов, несмотря на то, что эти принципы не являются жизненно важной частью системы.
Так что мы можем сделать?
Давайте лучше прислушаемся к другим людям.
Подумай хорошенько. Это твой выбор, позволить ли клоунам, лжецам и троллям захватить твою жизни или лучше пригласить в свой разум настоящих, искренних людей. Остерегайтесь внимания, добивающегося от вас нужного поведения, короче, избегайте бесплатного сыра в мышеловке. Потому, что даже если мы докажем и опровергнем вопиющую ложь, лжец все равно победил, так как мы обратили на него внимание. Давайте воспользуемся глазами и ушами разумных людей и воспользуемся вместо лживой их истинной информацией.
Мы должны распознавать ложь, которая распространяется СМИ с целью запутать и отвлечь нас от вещей, которые на самом деле имеют важное значение. Знайте, что средства массовой информации в первую очередь ищут внимания, а не правды. В наше неспокойное время умение отличать правду от лжи есть основная функция нашего выживания.
Понравился обзор?
Поддержи автора, поделись с друзьями