Доброго всем!
Так бывает в нашей профессии. Ты работаешь, работаешь. Просто выполняешь свою работу. А потом БАЦ и тебе дают ученика. Просто потому, что ты можешь научить работать других.
Вот и мне дали ученика. Нет, не совсем ученика, а студента-составителя из ДЦО. Он не будет работать по профессии, будет совмещать две должности, и корочки составителя нужны для работы с платформами, мотавозами и кранами. В общем, чтобы его теоретические знания подкрепить практикой, он прикреплен ко мне.
Раньше, давно, когда я еще не работал на пассажирском маневровом тепловозе, доводилось мне закатывать, обучать молодое поколение составителей. Каждый раз, первый раз сопровождая нового ученика на тепловоз я проводил ему свой инструктаж.
Это важно, когда не инженер, человек совсем посторонний, а такой же как он работяга рассказывает тебе о работе. И не сухими абзацами инструкций, а живым языком, человеческими словами. Так как люди говорят.
Вводный инструктаж, начинающему составителю от меня
Запомни одно и это самое главное на железной дороге правило. Здесь нет шуток, здесь все серьезно, по взрослому. Здесь как в компьютерной игре, стрелялке-бродилке, только там твоего персонажа пытаются убить враги, а здесь всё пытается убить тебя.
Каждая железка, каждый вагон, каждая шпала под ногами, все это охотится на нас. Все ждут удобного случая, чтобы навредить, убить составителя.
Ты можешь не верить, но стоит потерять бдительность и наступить на окончание шпалы, и ты уже лежишь на земле. Если повезет, то в междупутье, если нет, то в колее.
Ты расслабился, и не проверил надежность подножки, и вот уже падаешь под колеса вагона.
Ты не остановился перед рельсами и пошел, не глядя через пути, и тебя переехал поезд или вагон.
Ты отнесся к работе как к игре, значит ты проиграешь. А ставка в этой игре одна – человеческая жизнь или здоровье, как повезет.
Ты думаешь я тебя пугаю? Нет, мне это не нужно. Для чего я говорю тебе это? Я хочу, чтобы ты понял это. Я хочу, чтобы ты дожил до конца обучения, и до свадьбы своей и до пенсии. Я хочу чтобы ты понял, что нужно в первую очередь беречь себя и таких же как ты, наполненных мясом и кровью. А железкам, им ничего не будет.
Самые страшные периоды в работе составителя поездов, это второй год, когда человек уже многое умеет, когда он думает, что он не просто так, а рысь матерая. И тут судьба больно бьет таких крутышек и ставит на место. Или вычеркивает.
И второй опасный период, это после 8-10 лет работы. Когда человек уже на самом деле рысь матерая. Когда уже нет мыслей, только действия. Тогда тоже, человек расслабляется, и получает от судьбы по полной программе.
Посмотри на работу старых, опытных составителей. Они не думают, как поставить ногу или взяться за поручень вагона, их движения плавны и рассчитаны до мелочей, в них нет суеты и спешки. Они постигли суть, они просто работают, выполняют свою работу. Автоматизм, от него никуда не денешься в нашей работе, но он и есть самый страшный враг составителя поездов. Стоит один раз ошибиться, сделав что-то на автомате, и промахнуться и ты уже не человек, а холмик с фотографией.
Поэтому давай сразу закладывать в тебя нужные умения, знания и рефлексы. Для этого у нас с тобой есть один месяц и потом у тебя будет вся жизнь, на закрепление пройденного материала.
***
Примерно так. Да жестко, но емко. Да страшно, но по сути. Какая работа, такое и обучение.
Ваш В.В.