Найти тему

Не умешь - научим, не хочешь - заставим?

Статья зрела давно, толчок дала публикация в Дзене на тему "Интерес - это хорошо. Но детей надо заставлять". Количество просмотров более десятка тысяч говорит об актуальности вопроса. Вставлю и я свои пять копеек как педагог и человек, в детской среде варящийся.

Известный психолог Михаил Лабковский как-то попросил своих слушателей на лекции: "Поднимите руки те, кто ходил в музыкальную школу". В тысячном зале руки подняли человек 700 - почти две трети слушателей. "А теперь поднимите руки те, кто и сейчас подходит к инструменту." Поднялось 4 руки! К сожалению, не был задан вопрос, сколько человек по своей доброй воле ходили в музыкальную школу.

Сколько человек делали только то, что хотели и выбрали их родители? Сколько дипломов и золотых медалей ложилось на стол: "На, мама, тебе диплом! А теперь я займусь тем, что МНЕ интересно".

Света-четвероклассница. Ручки - палочки, ножки - тростинки. Налицо дефицит веса. Мама готовит дочку в балерины. Мамина несбывшаяся мечта. "То, что отцы не допели, мы допоём"? Девочке нельзя есть, как обычному ребёнку. Она должна быть тонкой и лёгкой. Девочка ходит с классом в столовую на завтрак и пьёт чай. На уроке у девочки однажды случился голодный обморок. Вызвали скорую. Мама пришла, принесла попить компотику. Не поесть принесла. Диета. Низззя. Учёба? Скатилась девчонка. Мозг-то голодный.

Спрашиваю девочку: правда, хочется в балерины? Головой мотает: не хочется, кушать хочется, только маме не говорите. Спрашиваю, а ты сама маме говорила, что не хочешь в балет? Нет, не говорила, боюсь маму расстроить.

Интересно, а мама сообщила дочурке про остеопороз, тромбофлебит, деформацию стоп, межпозвонковые грыжи, прекращение месячных в 30 лет? Это профзаболевания балерин. Или пуанты и пышная юбка всё компенсируют? Не слишком дорого? Может, дочурка сама тогда разберётся, хочется ли ей при таких условиях в балет. Но это будет ЕЁ выбор, не мамин.

Гриша-первоклассник . Готовимся к празднику. Спрашиваю у детей: кто не хочет читать стихи? Гриша и ещё несколько детей поднимают руку. Ладно, бывает. Люди могут стесняться или просто не хотеть. Это нормально. Задаю тот же вопрос на следующий день. Кто-то захотел. Гриша - нет. Раздаю стихи желающим, учим, репетируем. Приходит мама:

- Марьванна, вы Грише не дали стихов к празднику.

- Не дала, поскольку человек отказался. Имеет право.

- Может, всё-таки дадите?

- Насильно?

- Может, уговорите?

- Насильно? Он ведь сказал чётко, что не хочет выступать.

- Думаете, его надо слушать?

- Думаю,надо слушать. А вам зачем надо,чтобы Гриша непременно выступал?

Мама ничего не сказала. Потому что это мамино желание. Не Гришино. Кстати, через полгода Гриша сам вызвался выступать на другом празднике. Да на здоровье! Зачем заставлять??

Наташа-первоклассница. Учиться ей трудно, есть проблемы с чтением, математикой, русским. В тетрадках куча ошибок. Человеку щадящий режим нужен и помощь взрослого постоянная. Мама этого не видит, точнее не хочет видеть и слушать ребёнка своего тоже не хочет. Веду занятия по подготовке к олимпиадам. Всем - и детям, и родителям - было чётко сказано: занятия эти по желанию и по силам. Не хотите, не ходите. Не готовы пока к повышенной нагрузке, не ходите, окрепните сначала, базу освойте. Где наша Наташа? Правильно, к олимпиадам готовится. Мама запихнула, несмотря на проблемы с учёбой и Наташино сопротивление. "Будешь ходить, я сказала!" Ребёнок на занятии мучается откровенно. Не получается ничего.

Мало того. Дети ездят на олимпиады (мы же не просто так готовимся). Перед очередной олимпиадой спрашиваю Наташу: хочешь поехать? Нет, не хочу, не хочу! И нашу Наташу тоже везут на олимпиаду. Понятное дело, она ни одной задачи не решила. На следующий день спрашиваю у Наташи: "Почему поехала? Ты же не хотела." "Мама на меня орала, чтобы я поехала".

Вопрос: чьё это желание? Мамино! Так пусть мама сама и ездит. Зачем ребёнка заставлять?? Зачем маме надо, чтобы Наташа чувствовала себя неудачницей, идиоткой? Зачем уничтожать самооценку ребёнку и ломать его? Ради какой великой цели?

Автор публикации "Интерес - это хорошо. Но детей надо заставлять" пишет: "Заставлять, приучать к дисциплине, к порядку и труду - наша прямая обязанность... Нужна работа, воля, способность перебороть свою лень. Ещё нужно научиться делать то, что обязан, хотя тебя это вовсе не интересует..."

Жёстко и неоднозначно. Вроде всё верно, но что-то смущает. Может слова "заставлять", "обязан"? Просто армия какая-то. Ваш ребёнок не в армии. Не надо с ним "упал, отжался" и "встала, пошла". Чтобы ребёнок убирал свою комнату, его не надо заставлять, с ним надо договариваться. Чтобы мальчик помогал маме, нужно, чтобы он видел, что его папа помогает маме, а не сидит у телевизора весь вечер. Чтобы ребёнок спокойно мыл посуду после ужина, надо это сначала делать вместе с ним. Чтобы ребёнок читал, надо чтобы в его семье читали и делились впечатлениями. Детей воспитывают не наши слова, а наши поступки и личный пример. Заставляют, когда сами не делают, а ребёнок почему-то обязан. Никто никому ничем не обязан! Я не обязана дома готовить и убирать. Мой муж не обязан ходить в магазин. Сын не обязан пылесосить по выходным. Мы делаем это для нашей семьи - из чувства любви и уважения друг к другу. О какой любви и каком уважении может идти речь, если заставлять человека насильно?

Дисциплине и воле учат не только балет и музыкальная школа, куда ребёнок не хочет ходить. Дайте ребёнку возможность выбора. Уважайте его мнение и интересы. Пусть он САМ определит, чего он всё-таки хочет. Сам выбирает, сам берёт на себя ответственность. Вы же не хотите вырастить ведомого, зависимого и неуверенного в себе человека, привыкшего, что с ним не считаются?