Сегодня рассмотрим пять лучших фильмов Алексея Балабанова
Алексея Октябриновича не стало 18 мая 2013 года в возрасте 54 лет. Не считая любительских и документальных картин всего он снял 14 полнометражных работ. Сегодня поговорим о 5 из них.
Морфий (2008)
Революционная Россия, время больших перемен, когда твой вчерашний собеседник завтра придет к тебе с винтовкой. События фильма происходит на фоне безмятежной и настолько же безвыходной жизни провинции начала века. Всё это создаёт просто болезненное состояние. Снятый по сценарию Сергея Бодрова - младшего фильм создает впечатление сильнейшего киновысказывания.
Замок (1994)
Экранизация замечательного произведения великого и ужасного Франца Кафки от входящего в прекрасную режиссерскую форму Балабанова. Особенно хочется отметить великолепную игру актеров, всех: от главных ролей до самых незначительных, каждый на своем месте. Думаю с женскими образами, режиссер тоже не ошибся, они не должны были отттягивать на себя больше внимания, чем положено.
Жмурки (2005)
Блестящая черная комедия, в котором показана криминальная Россия 90 -ых годов со всеми её бандами, понятиями, разборками, финансовыми пирамидами. Также фильм снабжен отличной музыкой, отличными диалогами, которые разошлись на цитаты, мощнейшим актерским составом и вполне добротным сюжетом.
Брат (1997)
Фильм, который прославил Балабанова. Который является самым ярым свидетельством эпохи 90-х. Данила Багров (гениально сыгранный Сергеем Бодровым - младшим) стал настоящим "героем" постсоветского кино. Данила — обделенный ребенок, он хочет справедливости и правды, но его благие намерения ведут его прямиком в ад. Те, для кого Багров — герой, просто спасаются таким образом от ощущения своего бессилия что-либо изменить. Они видят человека, который идет и вершит суд над теми, кто этого заслужил. Но при этом забывают, что невинных нет и что к каждому в дом может прийти такой "Робин гуд" и свершить свое правосудие.
Про уродов и людей (1998)
Этот фильм необычен тем, что история России в нем передается только через отношения между героями. Здесь ничего не взрывается, никто не обсуждает политическую ситуацию, не показываются события предреволюционных годов. Но ситуация и конфликт произведения обозначены четко и тонко — через игру актеров. Замечательно показана эстетика России начала двадцатого века.
"Не верь глазам своим" — фраза, которую можно обозначить как ответ к фильму. Что уроды и люди меняются местами. Что добро и зло — две стороны одной монеты. Как мини-фильм "Преступление и Наказание", которое смотрел Иоганн. Две стороны одной монеты — добро и зло уходят, но, по пессимистическому заверению Алексея Октябриновича, добро уходит под давлением алкоголя, которое сломало его, а зло уходит само, по собственному желанию.
Алексей Октябринович Балабанов без сомнения останется самым честным и реалистичным представителем постсоветского кинематографа России.