Справедливо замечание экономистов, что чем хуже в государстве с занятостью – тем больше праздников вводится, вне зависимости от их уместности или значимости.
Следуя этому постулату, легко объяснить появление на Украине нелепейших «торжественных» дат, вроде прзднования (!) годовщины «боя под Крутами» — незначительного эпизода Гражданской войны в России, когда собранный «с бору по сосенке» отряд сторонников так называемой «УНР» был разгромлен подразделением советского военачальника Рейнгольда Берзина. Симптоматично, что отмечается поражение, причём на государственном уровне, что оставляет поле для дискуссий на тему навязывания украинцам комплекса неудачников и пораженцев – но для очередной антироссийской даты власти в Киеве будут культивировать даже такое.
Закарпатский губернатор Геннадий Москаль решил не отставать от тренда, заданного своими начальниками на Банковой. Решением главы облгосадминистрации на региональном уровне введён ещё один выходной день — 15 марта. В этот день Закарпатье будет торжественно отмечать годовщину создания самопровозглашённой «республики» Карпатская Украина. Что же это за республика, и почему о ней вспомнили?
Республика на один день
Карпатская Украина – это своеобразный курьёз восточноевропейской истории, «государство»-однодневка. Около суток просуществовало фейковое образование на территории нынешней Закарпатской области, прежде чем его смели венгерские войска.
«Республику» решили провозгласить местные украинствующие группировки, которые после Мюнхенского сговора западных держав остались в политическом вакууме – государство Чехословакия, в которое входила эта территории, перестало существовать, вместо него были созданы гитлеровские протектораты. Этим незамедлительно воспользовались разномастные закарпатские активисты во главе с Августином Волошиным, убеждённым коллаборационистом. Местечковый политик решил воспользоваться шансом, появившимся из-за передела сил в регионе. Сразу после провозглашения «республики» Августин Волошин верноподданно обратился срочной телеграммой к Адольфу Гитлеру, подчеркнув, что самостоятельность Карпатской Республики планируется под «охраной Немецкого Рейха» (прямая цитата), подписавшись, несмотря на провозглашение самого себя президентом, как «премьер-министр доктор Волошин».
У Гитлера был настолько широкий ассортимент марионеточных правительств и глав администраций на захваченных территориях, что на унизительное послание очередного коллаборанта он, вероятно, попросту не обратил серьёзного внимания – или же его окружение посоветовало не относиться серьёзно к этому политическому курьёзу местячкового уровня. Гораздо большее внимание гитлеровской Германии привлекала Венгрия, будущий союзник в намечающейся Второй мировой войне. Поэтому с молчаливого благословения Берлина венгерские формирования за один день снесли Карпатскую Украину, установив на захваченных территориях свой режим. Волошин и его окружение бежали. Позднее беглый «президент» в письмах к Гитлеру предлагал себя на пост руководителя оккупированной немцами Украины, но был закономерно проигнорирован, так как во всех смыслах был нулём, не обладая ни харизмой, ни влиянием, ни убеждёнными сторонниками.
После освобождения Праги советскими войсками, укрывавшийся в чехословацкой столице Волошин был арестован работниками нашего СМЕРШа и доставлен «куда следует», но до суда не дожил, скончавшись от сердечного приступа.
Какой режим – таковы и праздники
Теперь эта странная история, в которой намешан коллаборационизм, трусость, позорный разгром и несостоявшаяся государственность, будет праздноваться на территории одной отдельно взятой области. У Закарпатья к проблемам масштабной и варварской вырубки лесов добавились и проблемы экономические, после чего, с лёгкой подачи Киева – ещё и этнические. Подконтрольные украинским спецслужбам группировки «прессуют» венгерскую общину, стремясь подавить стремление диаспоры к созданию автономии. Обстановка нервозная, и вряд ли появление весьма спорного «праздника» внесёт спокойствие на отнюдь не националистическом Закарпатье. Скорее, лишь обострит ситуацию. Но Геннадию Москалю выбирать не приходится – он должен на кого-то опереться в регионе, который становится всё более беспокойным. Русины в связи с их убеждениями отпадают, распространённые среди них настроения известны всей области. Местные венгры, по понятным причинам, тоже не являются объектом «заигрывания». Поэтому губернатор и опирается на националистов, потакая им в том числе и таким политическим шагом – но есть серьёзные сомнения, что этот ход верный. Скорее, наоборот.
Трусость и предательство ещё никого не приводили к победе!
Николай Романенко