Найти тему

Институты образования девиц на Руси

Оглавление

Принято считать, что лишь достижения прогресса подарили российским женщинам возможность получать образование наравне с сильным полом. На самом же деле традиции женского обучения на Руси сложились так давно, что могут дать сто очков вперед любому европейскому государству.

Монастырское просвещение

В Средние века образование по большей части можно было получить при монастырях и церковных приходах. Так было в Европе, так же было и на Руси: историки утверждают, что именно в Киеве при специально выстроенном Андреевском монастыре в 1086 году открылась первая европейская девичья школа. Княжна Анна Всеволодовна (ее звали еще Анкой или Янкой), дочь киевского князя и сестра Владимира Мономаха, приняла в этой обители монашеский постриг и обучала поступивших в монастырь девочек чтению, письму и пению. Это благое дело было затеяно с расчетом на то, что ученицы «от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвят».

-2

Заботилась княжеская дочь и об освоении девочками вышивки и шитья, но в дополнение к этим исконно женским занятиям учениц обучали и переписыванию священных книг, что во времена, когда книгопечатания еще не существовало, считалось весьма полезным навыком.

Известно, что кроме переписывания текстов и рукоделия некоторых девушек благословляли заниматься иконописью — правда, до наших дней не сохранилось ни одной иконы той эпохи, написанной женской рукой. Легенды рассказывают также, что в «Анкином» монастыре активно развивались лекарское дело и травничество. Однако ни одно из этих занятий не было для обители источником дохода, как это стало впоследствии в других монастырях, — все делалось «за ради Господа». К несчастью, обитель была полностью уничтожена во время Батыева нашествия на Русь в 1240 году.

Полтора века спустя дело Анны Всеволодовны продолжила внучка знаменитого полоцкого князя Всеслава Чародея — Предслава (в крещении Евфросиния). Источники сообщают, что склонность к монашеству она почувствовала рано, будучи еще ребенком 12 лет от роду, вопреки желанию родителей сбежала из дома в монастырь, где игуменьей была ее тетка. Позже она основала свою обитель, где обучались не только насельницы, но и девушки-мирянки. Программа обучения была сходна с киевской: чтение и письмо, рукоделие, а заодно «терпение и воздержание». Интересно, что библиотеку для своего монастыря Евфросиния собирала сама и лично переписывала нужные книги. По свидетельству летописцев, она возглавляла монастырь 40 лет, а затем отправилась в паломничество в Иерусалим, оставив обитель и школу при ней на попечение сестры Евдокии.

Эти и другие примеры женской юридической дееспособности говорят нам о том, что слабый пол на Руси был вполне самостоятелен. Женщина имела право выступать от своего имени в суде, вести коммерческие и хозяйственные дела и во многих случаях сама решать свою судьбу. Как следствие таких свобод, уровень грамотности и прочих познаний был достаточно высоким у разных слоев населения.

«Воспитание гражданских и семейных добродетелей»

Однако необходимость повсеместно обучать и воспитывать подрастающих девочек назрела в российском обществе лишь к началу «галантного» XVIII столетия. Пальма первенства в развитии женского образования здесь принадлежит Екатерине II, желавшей педагогическими средствами убить двух зайцев: воспитать новую породу российского гражданина и сформировать так называемое «третье сословие» — просвещенную и трудолюбивую буржуазию. «Новых матерей», призванных рожать новых граждан, предполагалось создавать в закрытых училищах, изолированных и от семей учениц, и от общества в целом.

-3

Первым женским учебным заведением такого типа стало Воспитательное общество благородных девиц, открытое в 1764 году в Смольном монастыре.

Для поступления в смолянки требовались грамота о дворянстве родителей и заявление от них же, подтверждающее согласие на передачу ребенка под опеку Воспитательного общества. Образовательная программа зависела от возраста девочек. Самым маленьким преподавали начала арифметики, Закона Божия, французского и немецкого языков, а также музыку, танцы и простое рукоделие. Постепенно к списку уроков добавлялись история, география, архитектура, геральдика и домоводство. Особое внимание преподаватели уделяли насаждению среди воспитанниц «добронравия, светского обхождения и учтивости».

Режим института отличался поистине «драконовской» строгостью: девицы проживали в комнатах по 9 человек, за ними постоянно следили надзирательницы, питание было крайне скудным и однообразным. Свидания с родственниками разрешались только в праздники, выходные и лишь под присмотром начальницы института. А покинуть стены заведения и прекратить обучение до 18 лет ученицы не имели права ни по собственному желанию, ни даже по решению семьи.

-4

Традиционно главными целями воспитанниц было сделаться фрейлиной при императорском дворе либо составить как можно более удачную партию (то есть выйти замуж). Нужно признать, что везло в достижении этих целей далеко не всем. Девушки из аристократических семейств, конечно, могли рассчитывать на скорое удачное замужество или получение заветного фрейлинского шифра. Но с 1765 года в первоначально привилегированном учебном заведении для дочерей дворянской знати открылось отделение для мещанских девиц, так что обучались там и небогатые воспитанницы. По окончании обучения они чаще всего должны были довольствоваться получением места гувернантки или простой приживалки в богатом доме. Те же, кому не доставалось и такой судьбы, на всю жизнь оставались в стенах института, где служили за крышу над головой и пропитание.

За полтора века существования института в нем отучились 85 выпусков. В числе смолянок в разные годы побывали автор книги «Подарок молодым хозяйкам» Елена Молоховец, мать Белого генерала Михаила Скобелева Елена Полтавцева, дочь Анны Керн Екатерина, революционерка Мария Добролюбова и дочери черногорского царя Николы I принцессы Елена, Милица, Зорка и Анастасия.

Нужны ли девицам вузы

Во второй половине XIX века остро встал вопрос о дальнейшем развитии образования женщин: девицы стремились уже не только за школьные парты, но и в университетские аудитории. Ради получения высшего образования они выезжали за границу, а если этому противились родители — девушки готовы были и на фиктивные браки, дававшие возможность вырваться за пределы Отечества и получить желанный диплом. Эта «студенческая эмиграция» девиц приняла такие масштабы, что в сентябре 1878 года в Санкт-Петербурге открылось российское высшее учебное заведение для женщин — Высшие женские курсы. Первым руководителем вуза стал историограф Константин Бестужев-Рюмин, и по его имени курсы тут же прозвали Бестужевскими, а их слушательниц, соответственно, бестужевками. Правда, обыватели, не одобрявшие «шибко ученых» девиц, величали их не иначе как «бесстыжевками».

-5

Сначала курсистками могли стать девушки в возрасте от 21 года со средним образованием, позже — окончившие гимназию, уже без возрастных ограничений. Хотя за обучение в год взималась плата 100 рублей, желающих стать бестужевками находилось великое множество.

Курсы славились отменной материальной базой (огромной библиотекой, современными лабораториями и удобными лекционными залами), а также лучшими преподавателями, которых привлекали для чтения курсов из многих петербургских институтов. К раздражению и тревоге властей, не менее известно было это учебное заведение революционными настроениями в среде курсисток. В первый же год работы курсов целую группу студенток задержала полиция за причастность к «Народной воле».

К 1885 году количество бестужевок, обративших на себя внимание полицейского ведомства, составляло уже 12% от общего числа обучаемых. В результате в 1886 году Бестужевские курсы были закрыты и снова начали свою работу лишь через 4 года, с изрядным ограничением в правах. Однако количество слушательниц продолжало возрастать: к 1914 году оно составляло уже почти 7000 курсисток. Только революция 1917 года положила конец существованию этого учебного заведения — в здании закрытых большевиками курсов расположился Петроградский университет (сейчас — факультет географии и геоэкологии Санкт-Петербургского государственного университета).

Общее будущее — какое оно?

XIX и XX столетия были потрачены дамами на достижение полного равенства с мужчинами в вопросах образования. В наши дни обучающие программы не зависят от пола учеников — только от страны или особенностей учебных заведений. Поэтому будущие изменения в образовании касаются равно обоих полов. Ученые прогнозируют развитие следующих тенденций.

-6

Укрепится связь каждого курса со смежными предметами, чтобы студенты лучше понимали комплексные возможности любой сферы деятельности человека. Сегодняшняя проблема оторванности образования от области конкретного применения знаний будет решена: молодежь для пущего погружения в практическую среду будет участвовать в работе проектных лабораторий и промышленных цехов. Эпоха небольших кабинетов уходит — наступает время одного мобильного учебного пространства, где можно и читать лекции, и проводить практические занятия, и даже отдыхать, если в этом есть нужда. Установлены и наиболее перспективные направления, которые станут востребованными в ближайшем будущем: робототехника, создание искусственного интеллекта, биоинформатика и работа над виртуальной реальностью.

Жаль только, что к началу XXI века в погоне за равенством полов было безнадежно упущено обучения девочек и девушек сугубо женским занятиям — ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, бытовой психологии, позволяющей сохранять мир и взаимопонимание в семье.