Во что только не превращался зрительный зал Центра имени Мейерхольда!.. Сегодня – в великую русскую реку... Посередине – помост-сцена, а зрители сидят по берегам. Катерина в конце отвязывает лодочку и уплывает, как она делала это уже в детстве... «Гроза» Краснодарского молодежного театра.
Спорное, кстати, решение, что зрители по берегам, хотя и прикольно. Я вот люблю на артистов смотреть, а когда сидишь на одном берегу, а они – посередине реки что-то изображают, неизбежно видишь не все лица. Мне, к примеру, почти не досталось лицо Феклуши, а также Кабаниха, когда она что-то выделывала над мертвой Катериной в конце. «Вой» изображала, можно предположить, хотя беззвучно... Это жалко, конечно... Ну, а тем, кто сидел на противоположном берегу, не достались какие-то другие лица...
Признающаяся в грехе Катерина одета в красное платье (в такое же точно, что и на сумасшедшей барыне, загримированной под монстра)... Катерина в красном была уже – у Могучего. Там, если я правильно помню, она таким образом изображала «луч света», выделяясь из черно-белых остальных... Здесь –красное платье символизирует скорей опасность, ужас, смерть... Но и выделяет ее из прочих тоже, как и вы питерском спектакле... И еще неожиданно соединяет с барыней... вот уж никогда б не подумала, что может быть такое сближение...
Золотой маски я бы этому спектаклю не дала, потому что он в одном конкурсе с «Человеком из Подольска», «Изгнанием», «Дыханием» (это то, что я видела). Впрочем, Полина Шипулина в роли Катерины – совершенно прекрасна; ей, может, и дала бы...
Смотреть, тем не менее, было интересно. Авторы придумали массу ярких театральных подробностей, остроумно растолковывающих текст или психологическое состояние героев. Борис уморительно штиблеты свои белые прилаживал, прежде чем в лодочку к Катерине влезть... А потом в этой лодочке Кудряш с Варварой, и она с него выразительно так сапоги стаскивала... И все становилось ясно про этих людей. Лодочка, кстати, та самая... Весь спектакль она играла роль декорации, а в конце к изумлению зрителей отвязалась и тронулась по воде – с Катериной.
После признания Катерины и реплики Кабанихи: «Что сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!», все как-то рассасываются, Катерина стоит одна... И тут появляется Кулигин, накидывает ей на плечи пиджак, прижимает к себе... Вот это мне показалось странным. Кулигину жаль ее, конечно, и, разумеется, он ей – родственная душа... В воронежской «Грозе» это, кстати, здорово показано, когда в конце Катерина с шариками оказывается рядом с Кулигиным... И все. В земной своей жизни, однако, Катерина у Островского явно не получила никакой поддержки.
Кабаниха в начале буквально одевала и раздевала Тихона, держа его на коленках, и утирала ему нос. Смотреть было противно, и она напоминала мне какую-то знакомую неприятную даму – то ли родительницу, то ли педагога... И Дикой тоже: без бороды и в совсем не купеческой прическе тоже кого-то напоминал...
А самое сильное впечатление от краснодарской «Грозы» – это то, как невероятно современно звучит текст Островского. Когда-то в школе мне это было скучно и казалось, далеким-далеким. А сегодня – как будто написано вчера...