Ни одна заводская кукла не сравнится с куклой ручной работы. Их не штампуют бездушные механизмы. Над их глазками, миниатюрными пальчиками мастерицы проводят не один день, старательно ваяя неповторимое чудо. Татьяна Никанорова днём работает на заводе химиком. А по вечерам, иногда и ночами, создаёт кукол. От её творений невозможно отвести глаз, их хочется трогать, рассматривать…
В одной из комнат на полках располагаются куклы. Такая веселая и добрая компания старых друзей. В ее доме живут Арлекин, добрые гномы Диглан, Ганс, Броган, менестрель, продавщица фиалок, мудрый ворон и другие необыкновенные персонажи. Каждого персонажа она буквально считает членом своей семьи. Они заполонили ее дом, чем создали неповторимое ощущение сказки. «Что они делают, когда нас нет дома, я не знаю, - улыбается мастерица.
Сначала Татьяна работала со всеми видами текстильных кукол. Перепробовала, как говорится, всё. В сложные 90-е годы, когда прилавки магазинов были пусты, шила сама игрушки дочке. Кстати, многие из них живут до сих пор. И только три года назад серьёзно увлеклась особым направлением современного прикладного творчества - изготовлением авторской куклы. Такие куклы выполняются в смешанных техниках и в единственном экземпляре. За это время её руки смастерили более ста персонажей, и каждого она считает членом своей семьи.
- Из чего вы делаете своих кукол?
- Это самозастывающий пластик - ладолл. Сначала делается каркас, лепится лицо, тельце набирается из пищевой фольги, немножко поролона, все это обивается трикотажем, затем кукла одевается. Для волос я использую мохер или шерсть для валяния. Не использую натуральные волосы, с ними кукла Вуду какая - то получается. А кукла должна нести только свою информацию, а не чужую.
- Сколько времени уходит на изготовление куклы ручной работы?
- Всегда по-разному. По сравнению с другими мастерами я делаю быстро. В среднем, это неделя. Если я загорелась идеей, мне хочется быстрей ее воплотить и увидеть результат.
- Как возникает образ будущей куклы? Что вас вдохновляет?
- Могу подсмотреть идею в мультфильмах, художественных фильмах, на образ могут натолкнуть какие-то иллюстрации, они могут прийти и во сне. Некоторые образы хранятся в уголках нашей памяти ещё с детства. У кукол есть душа, характер - это сто процентов. Каждая кукла живёт своей жизнью, какая-то лепится сразу, какая-то капризничает. Я начинаю лепить куклу, а она как будто оживает и сама подсказывает, что дальше, какого цвета у нее будут волосы, глаза, как ее одеть. Я люблю больше работать со старыми тканями, тогда получается костюм с историей. Когда я работаю, живу этой куклой, придумывая взгляд, позу, жест… Это очень увлекательно.
- Что нужно знать, уметь, чтобы делать такую красоту?
- Пришлось немного изучить строение человека. Оказывается столько тонкостей, которые надо знать. Какое расстояние должно быть между глазами, внешнее строение уха и т.д. А еще любая кукла требует терпения. Иногда приходится переделывать, что-то не получается или не нравится. Мне хочется в кукле передать небольшую историю. Когда лепишь куклу ты в нее вживаешься, придумывая взгляд, позу, жест.. Может это своеобразная игра в куклы, но по – взрослому.
- Вы делаете портретные куклы?
- Нет, не люблю, они к чему-то обязывают. Это не моё. Да я и суеверна. Когда делаешь портретную куклу, значит, ты лепишь конкретного человека. Для каких целей – неизвестно, в какие она потом руки попадет – тоже вопрос. Я больше люблю характерных кукол. Мне иногда заказывают, чтоб было характерное сходство. За это я берусь с удовольствием.
- Самая необычная кукла?
- Слон с крыльями, там еще надпись «Мечты сбываются». Ее купили для лётчика, и я знаю, что он с ним летает.
- Где живут ваши куклы?
- Много кукол с заграничной пропиской - Канада, Франция, Израиль, Германия…
- А ваша первая кукла?
- Шурочка. Она выполнена не из ладолла – я так загорелась тогда, что не могла ждать, когда мне привезут этот материал, и сделала её из холодного фарфора, из которого в принципе не лепят кукол. Эту куклу просили продать, но – нет, с ней я не расстанусь. Сейчас смотрю на неё, вижу море ошибок, но всё равно она мне очень дорога.
- Куклы такие хрупкие на вид…
- На самом деле они довольно прочные, но, конечно, если ронять с полок, то останутся без головы.
Особым направлением современного прикладного творчества является создание авторской куклы. Это некий смешанный жанр искусства, где человек может реализовать свои идеи и фантазии, и немножко вернуться в детство.
Куклы ручной работы Татьяны Никаноровой в полном смысле являются художественными произведениями. У каждой авторской куклы свой неповторимый характер. Их история читается по лицам. В них заключено столько любви, доброты и тепла! Всё ещё на сердце грусть у Арлекина. Старый сказочник Ганс с удовольствием нашепчет на ушко волшебную историю. Тонкие руки, длинные волосы, тоска и извечная тайна в огромных глазах продавщицы фиалок. Во внешних чертах утончённой красавицы угадывается тот завораживающий тип женской красоты. Хулиганка Серафима, дама с характером Матильда, красотка Нонна и другие персонажи вызывают восхищение. Их хочется разглядывать долго – долго. Я думаю, пройдет совсем немного времени и о работах Татьяны Никаноровой заговорят далеко за пределами нашего города.