Экспорт пеньки – «нефти» парусной эпохи
Основа российского экспорта сегодня – нефть. Главный российский внешнеторговый товар в недалеком прошлом – это … пенька! Веревки, отличающиеся прочностью и стойкостью к соленой воде, пенька крайне необходима в эпоху парусных судов. Такелаж всех европейских парусников был из пеньки.
Пенька – это волокна из стеблей конопли, которые плющат и несколько лет вымачивают в проточной воде. Затем из этих волокон плетут веревки. Изготовление пеньковых веревок и прочих тканых и плетеных изделий из конопли – традиционное занятие жителей Центральной России много веков подряд.
Во времена царствования императора Александра I одним из авторитетов экспортной торговли русской пенькой был калужский купец Андрей Макарович Чернов.
Как-то по весне завез Чернов первосортную пеньку для продажи в Санкт-Петербург и Ригу. Однако английские, немецкие и голландские купцы давали цены, которые не покрывали даже расходы. Налицо был заговор экспортеров – европейцы договорились между собой и держат низкую цену. Русский купец решил сам продать товар. Погрузил пеньку на арендованные корабли и отправился в Англию. Долго смеялись заморские купцы, зная, что в британском адмиралтействе имеется хороший запас стратегического сырья, и никто не купит у русского пеньку за приличную цену. Прогнозировали большой убыток.
Будучи прозорливым, уезжая в Англию, Чернов дал указание своим поверенным и приказчикам о скупке всего урожая пеньки в традиционных районах ее произрастания и переработки – чтоб не смели ею торговать до его возвращения.
По приходу кораблей с русской пенькой в Англию торговые маклеры были готовы приобрести весь товар, однако давали цену еще меньше, чем России. Убедившись, что это сговор, который ему устроили англичане, русский купец крепко призадумался.
Неся убытки за фрахт судов, Чернов уговорил капитанов продать парусники ему, честно заплатив за сделку. Англичане продолжали посещать корабли, осматривали пеньку и ждали, когда вконец разорившийся русский отдаст товар по их цене. Тем временем прибыл третий корабль с пенькой, который купец сразу же приобрел в собственность.
Чернов постоянно вел переписку со своими приказчиками в России. И вот в один из летних дней, Андрей Макарович направил в британское адмиралтейство письмо с просьбой разрешить вывести в море и «предать огню» один из кораблей вместе с грузом, мотивируя это нежеланием купить у него пеньку по настоящей цене. О чудачестве русского купца было доложено королю – Георгу III. Узнав о стоимости товара, подлежащего уничтожению и следуя европейской логике (не верилось, что русский может спалить корабль со всем содержимым), что это бахвальство и купец откажется от своего намерения, король разрешил «сожжение». Получив высочайшее разрешение, корабль был выведен по Темзе в безопасное место и подожжен. Громадная толпа лондонцев наблюдала за этим эффектным зрелищем.
Переписка с приказчиками не прекращалась. Наш герой становился все веселее и веселее. Позднее он опять написал письмо, в котором просил адмиралтейских лордов разрешить сжечь второй корабль с пенькой. Георг III не дал прямого разрешения на сожжение второго корабля и потребовал провести с купцом переговоры. Чернов отказался от сделки, даже при увеличении со стороны англичан цены за товар и опять ходатайствовал о сожжении корабля. Ссылаясь на опасность возникновения пожара, чиновники витиевато отвечали на письма русского, но Чернов настаивал на своем, зная, что английский закон не запрещает ему сжечь собственный товар. Англичане уже были согласны купить пеньку по цене, выставленной Черновым еще в России, но наш купец увеличил ее в ЧЕТЫРЕ раза. Иностранцы посмеялись над купцом и разрешили сжечь корабль. Второй корабль был сожжен, но Чернов становился все веселее и веселее. Ближе к осени он переехал в гостиницу, стал вести «полусветский» образ жизни и на родину не собирался, что было воспринято как немотивированное упрямство и «лишение ума» от материальных потерь.
И вот наступает развязка. Пришедший к власти во Франции «корсиканец» - Наполеон Бонапарт вынашивает цели по завоеванию Англии. Встрепенулись в британском адмиралтействе, стали приводить в порядок флот, заложили новые корабли…и израсходовали все «стратегические» запасы пеньки. На запросы о закупках в России экспортеры сообщили, что по причине плохого урожая и скупкой «кем-то» всего имеющего объема пеньки цены выросли во много раз.
А русский купец «подливал масла в огонь», поговаривая о сожжении последнего корабля со стратегическим товаром. Тут не выдержал сам король Георг III и дал такого нагоняя лордам морского ведомства, что те были готовы по любой цене Чернова купить пеньку. Пожалел их купец и согласился продать товар в ДЕСЯТЬ раз дороже, чем это было изначально. Англичане с благодарностью заплатили. Ущерб, который нанесли государственной казне спесивые чиновники адмиралтейства был столь велик, что Георг III рассматривал вопрос о их казни, но потом ограничился штрафом и пеней по возмещению расходов.
На вырученные деньги купец Чернов купил заморский товар и на зафрахтованном корабле без происшествий добрался до дома. При подсчете барыша выяснилось, что сделка по продаже пеньки превысила планируемый доход в ШЕСТНАДЦАТЬ раз.
Говорят, что купец сообщил об этом в письме британскому адмиралтейству, где дал дружеский совет не теснить иностранцев, не жульничать, платить по совести. Часть полученных доходов по доброй традиции русского купечества Чернов направил на благотворительность.