Найти тему
Мойка-8

Разговор с дизайнером. Дмитрий Мареев

Оглавление

Сергей Дужников продолжает цикл интервью с членами Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Дмитрий, приветствую!

Добрый день, Сергей.

Учитывая то, что наше интервью выйдет под Новый год, напомню, что оно, в некотором смысле, будет и нового «формата» – ведь предыдущие мои собеседники были «отцами-основателями» Союза, то есть людьми далеко не юными... Это хорошо, но недостаточно для объективного понимания вопросов сегодняшнего дня. Так что я решил побеседовать с тобой – как достаточно молодым, но уже и достаточно опытным промышленным дизайнером.

Спасибо, это лестно. С другой стороны, в современном промышленном дизайне технологии развиваются с ошеломляющей скоростью, и те, кто помоложе, гораздо быстрее ориентируются и в программах, и в новых производственных материалах и процессах.

Дмитрий Мареев. Фото: © Александр Трофимов. 2016
Дмитрий Мареев. Фото: © Александр Трофимов. 2016

Мы встречаемся в помещении дизайн-студии, и теперь оно значительно больше того, что было раньше. Это говорит о развитии?

Да, мы недавно переехали в более просторное помещение, хотя и в том же пространстве «Тайга». Объективно потребовалось расширить площадь, ведь теперь у нас в составе студии FORMA уже 12 человек.

-2

А с чего начинали?

В 2011 году начали с маленькой дизайн-студии при кафедре «Автоматы» в Политехническом университете. Тогда нас было трое.

Прогресс налицо. Итак, первый вопрос будет традиционен – где в твоём детстве можно отыскать истоки будущей профессии дизайнера?

Ну не настолько я известная личность… Впрочем, не будем нарушать установленную систему. Стать дизайнером я решил в 1997 году, в 9 лет, так как очень любил рисовать автомобили, вследствие чего мне и открылось загадочное слово «дизайн». Тогда я вполне осознанно решил направить свои усилия к достижению этой цели и с данной колеи уже не сходил – а даже если и пробовал, то судьба всегда возвращала меня обратно.

При том в моей семье не было ни дизайнеров, ни художников. Отец военный, родился я в Солнечногорске – хотя по документам был оформлен родившимся в Сертолово, где тогда служил отец. Потом были военные городки в Мурманске, Кандалакше, Липецке, Чите, Новосибирске… только в 2004 году вернулись в Петербург. Учиться чему-то художественному в военных городках возможности не было, но зато можно было полазить по гигантскому ЗИЛ-135ЛМ, с двумя двигателями и ракетными установками «Ураган», что отец позволял мне делать. Возможно это тоже стало толчком к профессии. К тому же, как у любого мальчишки той поры, у меня в голове боролись машинки, динозавры и фишки… в итоге машинки победили.

Переезд с места на место не мешал обучению?

Наоборот помогал. Опасаясь, что в новой школе ребята могут знать больше меня и чтобы не выглядеть дураком я учился чему только мог – и, в итоге, закончил школу с Золотой медалью... Ну так вот, вернувшись в 2004 году в Питер я начал судорожно искать подходящий институт. Сходил на Соляной, в «Муху», увидел там много непонятных людей с планшетами или картинами – и понял, что это не мое. Оставался «Политех», который я нашёл в справочнике абитуриента, крайне удивившись, что где-то в дебрях этого вуза есть механико-машиностроительный факультет, а в нём кафедра «Автоматы», где занимаются промышленным дизайном! При том оказалось, что за год до меня у них как раз был первый выпуск этого нового направления, созданного Владимиром Алексеевичем Дьяченко.

На момент поступления суть профессии я представлял достаточно смутно – но затем, в процессе обучения, моя тяга к «машинкам» постепенно угасла, а на смену ей пришло понимание ценности сочетания функционализма и красоты как основы промышленного дизайна, какой бы практической области это не касалось. Ну и опять же некий комплекс неполноценности заставлял усиленно заниматься, ведь Юрий Тимофеевич Хрузин, ещё когда я занимался на подкурсах, говорил мне: «ты не поступишь». И хотя я поступил, причём сразу на бюджетное место, комплекс всё-таки остался…

Ну комплекс комплексом, а диплом с отличием ты защитил! Предлагаю теперь о практической деятельности поговорить – как появилась мысль создать дизайн-студию, в чём её идеология и так далее.

Моя практическая деятельность началась опять же с учебного процесса. Сначала я оказался на практике в депо Октябрьской железной дороги, где вдоволь полазил по тепловозам, как в своё время по военным ЗИЛам. Работа была тяжелая, лето 2010 года очень жаркое – но я чувствовал себя вполне комфортно, так как после закручивания гаек рядом с дизелем, где 70 градусов, уличная температура в 38 градусов казалась прохладой... Этот опыт стал основой для курсового проекта тепловоза, а затем Политех отправил меня на практику в Германию, в Аугсбург. Результатом этой практики и новых знаний стал мой дипломный проект тепловоза для РЖД – и решение о создании дизайн-студии, которое я принял после получения диплома.

Потенциально мною рассматривались разные варианты трудоустройства – включая и работу за границей. Однако опыт практики в Германии утвердил меня во мнении, что «своим» там можно стать не ранее, чем во втором поколении, что не устраивало… Вариант устройства на штатную должность промдизайнера тоже отпадал из-за почти полного отсутствия таковых в России. Вот и осталось одно – создать свою дизайн-студию...

Я уже говорил, что начинали мы в составе трёх человек. Затем и состав менялся, и задачи, всё складывалось постепенно. Заказы становились сложнее и разнообразнее. Сейчас в студии FORMA трудится 12 человек. При том не только дизайнеры.

 Структурно мы делим свою деятельность на три направления:
– промышленный дизайн, то есть большие дизайн-разработки в категории «бизнес для бизнеса»,
– предметный дизайн, то есть дизайн вещей, конечным пользователем которых является сам покупатель,
– инжиниринг, то есть проекты, не требующие большой дизайнерской проработки, но требующие инженерной проработки, то есть промышленные установки, отдельные узлы и детали машин, механизмы и т. д.

-3

Можно эти направления пояснить на примере конкретных проектов?

Конечно. По промышленному дизайну самый подходящий пример – трамвай Рижского вагоностроительного завода RVR-8, когда под задачи заказчика в 2015 году была разработана модульная линейка составов, от одной до восьми секций, с возможностью использования как на российской ширине пути, так и на более узкой европейской.

-4

Пример инжиниринга – разработка новой низкопольной тележки для того же трамвая RVR, что стало нашим первым чисто инженерно-конструкторским опытом. Кстати, большую помощь в этой работе нам оказал бывший главный конструктор Рижского вагоностроительного завода Зигмунд Отто, весьма пожилой человек, давший нам множество очень ценных советов в отношении упрощения и удешевления конструкции, за что ему большое спасибо. Ещё хочется отметить поставщиков комплектующих, помогавших правильно выбрать электродвигатель, редуктор, компоненты тормозной системы и другие покупные узлы.

-5

Ну а пример предметного дизайна – пускозарядное устройство для автомобиля. Хочу отдельно отметить, что эта работа для петербургской фирмы была выполнена от эскиза до конструкторской документации нашим талантливым дизайнером Иваном Масловым, моим одногруппником по Политеху.

-6

Скажи, пожалуйста, ещё пару слов о процессе работы студии с заказчиками.

Тут нет принципиальных открытий.

Первый этап – предпроектное исследование и изучение аналогов, на основе чего формируется Техническое задание. Второй этап – эскизный дизайн-проект, при этом рисуем от руки 5-10 вариантов, отбираем из них лучшие, которые визуализируем и показываем заказчику. Третий этап – доработанный эскизный вариант на основе пожеланий заказчика. Четвёртый этап – твердотельное моделирование с получением высококачественной трёхмерной модели, которая затем может использоваться для наглядной визуализации проекта, для изготовления прототипа и для изготовления литьевой формы. Пятый этап – подготовка производства, когда при контакте с производителем вскрываются технологические вопросы и ограничения: допустим если параметры литьевой формы не позволяют отлить корпус заданного размера – мы делим его на составные части, или если технология литья вынуждает сделать толще стенки корпуса – мы их меняем. Шестой этап – это разработка сопроводительных и рекламных материалов: сайта, роликов, упаковки, чтобы проект мог стать полноценным товаром.

Мне кажется, что процесс работы студии раскрыт достаточно полно. Ну и ещё пару слов, чтобы не утомить нашего читателя: в чём проблемы сегодняшнего положения промдизайна в России? Я понимаю, что это тема бесконечная…

Постараюсь коротко. Потенциал развития очень большой – весь рынок промдизайна в России сейчас около 200 млн.руб., а в США он, к примеру, 2 млрд. долл. Как говорится, почувствуйте разницу…

В чём, как мне кажется, проблемы?

Первое. Сами дизайнеры в большинстве случаев предлагают нашему производителю не тот продукт, который ему нужен. Дизайнер должен быть не только и не столько «художником», сколько инженером и конструктором. А то ведь получается, что большинство дизайнеров, даже с профессиональным образованием, готовы предоставить заказчику максимум картинку в 3Ds max, а она ведь абсолютно не подходит для дальнейшего использования. Производителю нужно построить твердотельную модель, а у нас красиво и качественно работать в САПР могут единицы.

Второе. Необходима конкуренция, как среди производителей, так и среди промдизайнеров. При всех плюсах «импортозамещения» я считаю, что во многих областях экономики эта политика приводит к монополизму, следствием чего становится рост цен и снижение качества.

Третье. Государству необходимо определиться с политикой налогообложения. Поясню. Есть точка зрения, что налоги в нашей стране не высокие. Увы, опыт работы нашей студии говорит об обратном: 9% налог по упрощённой системе налогооблажения с организации, 13% подоходный налог с каждого гражданина плюс 35% социальный налог на работника… далее не забудем про НДС, оплачиваемый нами при покупке любого товара, налог на недвижимость, акцизы на бензин и т.д... Сложив всё это получим налоговую нагрузку превышающую 50%. А что мы, как студия, получаем взамен? Вообще ничего. Нам предлагают рефинансирование процентной ставки по кредитам – которые мы и так не берем. И налоговые льготы в том случае, если среди наших сотрудников будет не менее 30% инвалидов, бывших заключенных и т.д. Увы, мы при всём желании не сможем найти себе таких дизайнеров.

Четвертое. Промдизайн будет развиваться, если производители увидят у прямых конкурентов хорошие реализованные проекты и поймут, что дизайн это не только красиво, но и выгодно... Поэтому если сами дизайнеры не будут развивать свои навыки и не найдут подход к нашей промышленности, то все наши невероятные проекты в лучшем случае осядут лишь в некоем «музее дизайна» – а на промдизайне в стране можно будет поставить крест.

Не слишком оптимистично… Впрочем, чтобы лечить болезнь надо знать диагноз.

Я не пессимист и не оптимист, а человек, выросший в 90-х, люблю свободу и вижу преимущества в этой ситуации. А сейчас рынок не занят и конкуренции почти нет.

Дмитрий, у нас осталось несколько тем, которые я хотел бы с тобой обсудить, но формат интервью не позволяет. Может быть попробуем встретиться и поговорить ещё раз?

Я только за.

Отлично, договорились. Но всё-таки задам тебе последний, принятый в рамках интервью, вопрос – дай своё определение дизайна.

Мы в студии используем слово дизайн в его исходном значении – а это не что иное, как проектирование. Но, в отличие от проектирования инженерного, оно ставит во главу угла человека и его результатом должно быть красивое, удобное и современное изделие.

Спасибо за подробный и откровенный разговор. А заодно, пользуясь случаем, поздравляю всех наших читателей с Новым годом!

С удовольствием присоединяюсь! Пусть следующий год принесет массу приятных моментов, которые станут наградой за наши поступки. Все мы сами создаем своё будущее, и эта простая истина ещё более очевидна именно в нашей профессии.