Michelin (по-русски Мишле́н) — французская компания, производитель шин, один из лидеров в своей отрасли. Но не все так просто: компания так же известна как издатель одного из наиболее авторитетных рейтингов ресторанов Европы, так называемого «Красного гида». Издаваться он начал с 1900 года. Изначально это был простой автомобильный атлас дорог Франции со списком ресторанов где можно перекусить.
Со временем справочник лишился функции путеводителя, а сами рестораны и качество их кухни стало основным содержанием гида. Справочник стал наиболее авторитетным источником информации о лучших ресторанах, а звезда Мишлен— высочайшей наградой для европейского ресторатора. Одно упоминание ресторана в справочнике — уже указание на высокое качество его кухни, а если ресторан имеет даже одну звезду Мишлен — очень серьезная награда. Две звезды — блюда ресторана уже могут рассматриваться как произведения искусства. Три звезды имеют рестораны с авторской кухней величайших, зачастую потомственных шеф-поваров. Сами звезды присуждаются каждый год и очень легко снимаются. В течение года не известные никому гурманы-эксперты путешествуют и оценивают рестораны.
Также известен и «Зелёный гид» — туристический путеводитель. Впервые он вышел в 1968 году. По сути, это возвращение первоначального варианта гида 1900 года — он рассчитан на самостоятельных путешественников и помогает найти лучшие места. Зеленые гиды содержат много информации об исторических и природных достопримечательностях города, региона или страны. Отличительная черта мишленовских путеводителей — подробные карты городов и отметки всех мест на них. При необходимости турист может изменить маршрут без потери времени, грамотно распланировать свой отдых и увидеть максимум культурных ценностей, либо прогуляться по одному из предложенных маршрутов. Также, как и в путеводителе по ресторанам, в зеленом гиде используется трехзвездочная система оценки. Наибольшей оценки заслужили места, которые необходимо посетить в первую очередь и ради этого визита стоит выделить специальный день. Две звезды получили достопримечательности, в которые неплохо бы заехать, если они попадутся по пути. А одной звездой обозначили исторические и культурные памятники.
Коллекция туристических гидов состоит из шести серий. Каждая серия отвечает виду поездки и требованиям путешественника. Данные в зеленых гидах всегда актуальны — создатели следят за всеми переменами в городе, регионе или стране и регулярно обновляют информацию.
В отличие от Красного путеводителя Мишлен, в зеленом гиде рекомендации получили заведения с разным уровнем цен. Например, скромное бистро стоит посетить наравне с дорогим рестораном, общее у этих двух мест — соотношение цены и качества.
В целом зеленый гид получился очень понятным и полезным для российских путешественников. Был добавлен небольшой разговорник с самыми распространенными фразами, с помощью которых можно сделать заказ в ресторане, заселиться в гостиницу или спросить дорогу. Также дана информация о том, как добраться до Парижа из России, указаны полезные сайты, адреса и телефоны визовых центров и посольств. В качестве любопытных дополнений в гиде есть факты, касающиеся взаимодействия России и Франции.
С тех пор в России появились и другие зеленые гиды, полные атласов и карт. Востребованность оказалась на высоте: как отмечали сами путешественники, их отдых стал интереснее, легче и эффективнее. В настоящий момент издаются красные гиды для большинства европейских стран и некоторых городов США.