Завязка такова. Еврейская молодежь в лице пары братьев и сестры (двоюродные или троюродные родственники), а также примкнувшая к нем американка (из Делавера), девушка одного из братьев, собираются в квартире-студии с шикарным видом на Манхетен. Причина их встречи - смерть дедушки. Собственно, сами похороны уже состоялись, и теперь осталось обсудить - кому достанется дедушкин хай. И почему именно ему. И у кого больше прав. Вы знаете, что такое хай? Вот и половина зала гадала все первое действие. Впрочем, в конце вам все пояснят, а для начала, это не так уж и важно.
Согласно аннотации на сайте театра "Шалом", основная проблема этих ребят в том, что они не слышат друг друга и каждый считает себя выше остальных. Потому что каждый думает, что его точка зрения – единственно верная. Потому что они нарушают золотое правило, ставшее этическим принципом всех цивилизованных народов «Возлюби ближнего, как самого себя». В том же, по идее, должна быть и основная интрига спектакля, т.к. сюжета, как такового, в пьесе практически нет.
Смотрится происходящее легко, разговоры выглядят непринужденными, однако рассуждениям о наследстве, религии, будущей свадьбе, о том, что значит быть евреем в современном мире, явно не хватает глубины и, пожалуй, оттенков и контрастности. Несмотря на то, что четверо персонажей - совершенно разные по характеру люди. И это, кстати, не столько вина актеров (они как раз стараются), сколько некоторая, как мне показалось, неакцентированность пьесы (но, возможно, это еще и проблема перевода). Интрига явно проигрывает здесь легкости подачи. Нам не раз намекают, что современный мир приводит к растворению нации (смешанные браки и все такое), но видимо, надо полагать, что и индивидуальные черты в нем становятся роскошью.
Определенная монотонность первого действия несколько оживляется во втором, когда страсти накаляются и доходят до своего пика, звучит прекрасная еврейская музыка, а монологи становятся все более яркими и патетичными. Но... не стану рассказывать про финал, чтобы не лишить зрителя единственного поворота сюжета.
Спектакль обозначен, как "комедия для умных". Согласиться с этим определением трудно, т.к. комедией его можно назвать с очень большой натяжкой. Пара-тройка шуток, конечно же, прозвучала (вы знали, что евреев всего 0,3%, а они получили 23% Нобелевских премий?), но для указанного жанра этого как-то маловато. Ну, или я не отношусь к тем умным, для которых он - комедия.
Так что не рассчитывайте на еще одну "Фаршированную рыбу с гарниром". Это совсем другой, совершенно современный спектакль, написанный современным драматургом про современных евреев для современных зрителей.