Найти тему
Парламентская газета

Пассажиров такси начнут страховать

При этом максимальную сумму компенсаций могут увеличить до двух миллионов рублей

До конца марта в Госдуму будет перевнесён проект закона о страховании пассажиров такси. Соответствующую инициативу депутатов ЛДПР дорабатывает экспертный совет по страхованию при Комитете Госдумы по финансовым рынкам.

ОСГОП вместо ОСАГО

Изначальную версию законопроекта об обязательном страховании пассажиров перевозчиками легкового такси на рассмотрение палаты внёс председатель Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев. В ноябре 2017 года документ был рассмотрен Советом Думы, где было решено включить его в примерную программу и назначить комитет-соисполнитель — по транспорту и строительству.

Однако в феврале на поправки о страховании пассажиров такси пришёл отрицательный отзыв Правительства. «Получилось так, что основные претензии высказал Минфин, что неудивительно. Чиновники потребовали чётко прописать, кто и за что платит, однако мы считаем, что это можно сделать при рассмотрении законопроекта во втором чтении. Также кабмин обратил внимание на то, что должно быть предусмотрено дополнительное регулирование ответственности водителей за вред, который они могут при перевозке нанести пассажиру в случае ДТП», — пояснил «Парламентской газете» суть претензий автор проекта закона. По его словам, вопросы были и к тому, что в законодательстве нет чёткого определения агрегатора такси.

В настоящее время законопроект Жигарева включён в календарь рассмотрения вопросов Госдумы на 28 марта. Однако документ будет снят, а вместо него внесут новую версию, сообщил «Парламентской газете» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков («Справедливая Россия»).

«Первоначальный законопроект стоит на рассмотрение палатой 28 марта. Но мы планируем, что его снимут с повестки, так как до 23 марта мы внесём обновленный текст документа. Под ним пока не подписались Сергей Жигарев и его соавторы, но сделают это в самое ближайшее время. Кроме того, я сам подпишусь под документом как один из авторов», — сказал депутат.

Не менее 15 миллионов поездок на такси совершается в России ежедневно.

Парламентарий уточнил, что теперь в новом законопроекте будет чётко прописано, что ответственность несёт именно агрегатор такси. «Мы поменяли законопроект — внесли ясность», — отметил Аксаков. При этом поправки, как и в версии Жигарева, будут вноситься в закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП).

«Пусть потом агрегатор сам разбирается со своими водителями и взыскивает с них определённые суммы. Но сначала он обязан выплатить деньги пострадавшему», — подчеркнул глава думского Комитета по финрынку. 

Сел в такси и стал беззащитным

Вне зависимости от того, какой документ в итоге будет рассматриваться, концепцию законопроекта депутаты поддерживают. Всё потому, что вопрос о страховании пассажиров такси в России стоит довольно остро.

Так, 5 февраля 2018 года Верховный суд РФ издал постановление, в котором говорится, что агрегаторы должны нести ответственность за причинение ущерба пассажирам в случае ДТП. Такое решение ВС вынес по итогам рассмотрения дело о взыскании с ООО «Такси «Престиж» компенсации за гибель пассажирки в аварии. При этом суд при рассмотрении дела не согласился с аргументами агрегатора, который утверждал, что является лишь диспетчерской службой, которая размещает заказ, доступ к которому имеет каждый перевозчик.

Резонанса случаю придаёт тот факт, что ООО «Престиж» удалось оспорить в Мосгорсуде решение первой инстанции, которая постановила взыскать компенсацию и с владельца машины, и с водителя. Апелляционная инстанция освободила хозяина такси от ответственности, пояснив своё решение тем, что выплаты нужно взыскивать со страховщиков, у которых была застрахована ответственность.

Авторы законопроекта о страховании пассажиров обращают внимание на то, что такси сегодня застрахованы только по ОСАГО. При этом максимальная страховая выплата в случае ДТП составит до 500 тысяч рублей на всех пассажиров. «Всё, на что может рассчитывать пострадавший пассажир, — компенсация по ОСАГО водителя с максимальной выплатой в 500 тысяч рублей. Пассажир автобуса, который попал в аварию, получит два миллиона, а пассажир такси — максимум 500 тысяч. Очевидная несправедливость», — отметил Сергей Жигарев.

Вместе с тем по ОСГОП максимальный размер компенсации, если в результате аварии пассажир стал инвалидом I группы, составит два миллиона рублей. Столько же полагается за смерть а аварии родственинка. В процентном соотношении от максимальной суммы рассчитываются выплаты за ушибы, переломы и сотрясения. Например, за потерю двух-трёх зубов или сотрясение головного мозга можно получить пять процентов, или 100 тысяч рублей; за вывих плеча — 15 процентов, или 300 тысяч рублей; потерю кисти до запястья — 35 процентов, или 700 тысяч рублей.

С декабря 2017 года один из крупнейших российских такси-агрегаторов уже начал страховать своих пассажиров с максимальной компенсацией как для водителей, так и для пассажиров до двух миллионов рублей.

Однако пока что, согласно действующим законам, агрегатор не несёт никакой ответственности за ущерб при аварии, а таксопарки брать ответственность на себя отказываются. Кроме того, не существует и чётких критериев того, как распределять обязательства между перевозчиком и агрегаторами. «Пассажир такси беззащитен», — констатировал Жигарев.

Своим законопроектом Жигарев предлагает обязать агрегаторов проверять наличие у автомобиля, на котором оказываются услуги по перевозке пассажиров, договора о страховании третьих лиц. «Если он этого не сделал, то, соответственно, он предоставляет услугу некачественную и будет за неё отвечать. Именно агрегатор», — сказал законодатель.

«Это общемировая практика, когда ответственность лежит на агрегаторах, они страхуют пассажиров, по сути, именно они заключают с пассажиром договор фрахтования такси и несут ответственность перед пассажирами. В дальнейшем будет долгий процесс определения цены страховых покрытий: какую-то часть должен оплатить водитель, но основную часть несёт тот, кто заключил договор для предоставления транспортного средства», — сказал «Парламентской газете» председатель общественного движения «Taxi 2018» Станислав Швагерус.

При этом, по его мнению, обязанность страховать жизнь и здоровье пассажиров не отразится на тарифах.