27 февраля в Чехии освободили бывшего лидера курдской партии демократического союза в Сирии Салиха Муслима. Еще накануне вердикта турецкий вице-премьер Боздак потребовал экстрадировать задержанного в Турцию. В Анкаре Муслима обвиняют в организации теракта в торговом центре турецкой столицы в марте 2016 года, когда погибли почти 40 человек. Решение чешского суда не соответствуют юридическим обязательствам Чехии перед международным правом и борьбе с терроризмом. Так говорится в заявлении МИД Турции. Не выдавая Муслима, Чехия фактически отказывается выполнять просьбу партнера по НАТО Турции. Формально, у Праги есть все основания не задерживать бывшего лидера курской партии, ведь Европейский Союз не рассматривает ее в качестве террористической организации. Хотя для Анкары партия Муслима не что иное, как сирийская ветка рабочей партии Курдистана, с которой турки почти тридцать лет воюют на своей собственной территории.
Выходка Чехии- это ещё один гвоздь в гроб турецко-европейских отношений, которые деградировали с миграционным кризисом и попыткой госпереворота в Турции. Европейцы видят в Анкаре вымогателя, угрожающего под любым предлогом открыть миграционные шлюзы. Массовые аресты в Турции вынудили лидеров ЕС, во главе с Меркель, заморозить ее вступление в Евросоюз. С другой стороны, сокрытие участников попытки госпереворота в Турции и запрет на агитацию Реджепа Эрдогана в Европе разозлили турецкого лидера. В ответ Эрдоган выгнал бундесвер из военной базы на турецкой территории и обвинил канцлера Германии в фашизме.
Реверансы в адрес курдов еще более болезненно воспринимаются, когда турецкая армия ведет войну против курдских ополченцев на северо-западе Сирии. Турецкие военные совместно сирийской оппозицией сформировали полумесяц вокруг курдской территории, чтобы взять регион в окружение.
Что же в это время делать странам Евросоюза? Президент Франции Эммануэль Макрон ссылаясь на резолюцию Совбеза ООН пытается прекратить боевые действия турков и взять так называемую гуманитарную паузу. Офис Макрона дискредитирует действия турецких вооруженных сил, намекая на гражданские потери. На это Эрдоган ответил в свойственном ему стиле: «Турция ни у кого не спрашивает разрешение начать операцию «Оливковая Ветвь» против курдов». Пока Франция организует дипломатическое прикрытие курдам, Германия бьет, что называется оружием. Немецкие военные кампании тайно продали сирийским курдам советские противотанковые системы, купленные ранее в восточной Европе. «Турция имеет право обеспечивать свою безопасность, но она должна учитывать интересы НАТО»- говорит Меркель и деликатно намекает, что она, как и Дональд Трамп не поддерживает турецкую интервенцию. Сегодня многие эксперты говорят о расколе между США и Турцией, но не менее масштабные разногласия присутствуют между ЕС и Турцией.
Европейские страны может и не так открыто, как Вашингтон, но все же поддерживают курдов, ведь с каждой победой Дамаска и Москвы над вооруженной оппозицией у США и ЕС не остается другого партнера на данной территории, кроме сирийских демократических сил, костяк которых составляет курская милиция.
Брюссель беспокоит не только внутриполитическая ситуация в Турции, которую Эрдоган де-факто ведет к монархии, но и выпады в адрес членов ЕС. Некоторые политики требуют от Евросоюза ввести даже санкции против Турции за ее действия против европейских компаний. Падают и экономические показатели, и это при том, что ЕС- это крупнейший торговый партнер страны на берегу Босфора. За год турецкий экспорт 28 стран Европы упал на 23 процента.