Как известно, пусть к созданию одной из самых распространенных БМП в мире был не прост и долог. Тульские оружейники подготовили современное орудие, которое обладало эффективностью и компактностью. Это позволило разместить противотанковую пушку небольших габаритов в миниатюрной башне. А вот с концепцией самой машины единого мнения военные не имели.
Помимо огневой мощи, которую уже гарантировало орудие 2А28 «Гром», армейское руководство желало видеть в новой машине защиту от оружия массового поражения, плавучесть и достойную защищенность от 20-мм снарядов автоматических пушек западных боевых машин на дистанциях от 100 метров. Казалось бы, задание прозрачное, и ответ очевиден. Но не стоит забывать, что тогда советским конструкторам не на что было опираться. Основной пехотный транспорт был представлен транспортерами БТР-60ПБ и устаревающими БТР-50, а новая машина должна была стать чем-то совершенно новым. И конструкторы представляли различные образцы – колесные, гусеничные, или же комбинированные. О которых мы сейчас и поговорим.
Объект 851 - Объект 659
Творение инженеров Курганского машиностроительного завода создавалось с двумя движителями – колесным и гусеничным. Броневой корпус из катаных листов должен был достичь 30 мм в лобовой проекции. Экипаж машины состоял из командира и мехвода, располагавшихся друг за другом. А десантное отделение было рассчитано на 22 пехотинцев. Ахиллесовой пятой машины был двигатель, коим выбрали карбюраторный ЗИЛ-375. Его было достаточно для того, что бы передвигаться по шоссе на скорости до 85 км\ч. Но проект закрыли на этапе проектирования – летом 1961 года. Считается, что причиной тому послужили испытания колесной БМП от ЗИЛ с таким же двигателем и аналогичной массой. На испытаниях Объект 851 продемонстрировал недостаточную динамику, после чего специалисты завода им. Лихачева оставили попытки построить БМП, а проект 659-го закрыли на стадии чертежей.
ГАЗ-50
Вы не ошиблись, но эта машины могла бы стать БМП-1. Специалисты Горьковского завода, которые имели успешный опыт в производстве военной техники, решили не усложнять, пойдя проторенной дорожкой. За основу был взят ГАЗ-49, известный как БТР-60ПБ. По сути, горьковским специалистам оставалось адаптировать к плавучему корпусу новый орудийный модуль с 2А28. Колесная машина имела боковые люки для загрузки\выгрузки десанта, который располагался между мотором и боевым отделением. Отличная геометрическая проходимость позволила опытной машине преодолевать траншеи и рвы, не отставая от танков. Но военным было нужно нечто иное. Тем не менее, в том же году машину приняли на вооружении – правда, в амплуя бронетранспортера БТР-70.
Объект 911
Еще один образец, в котором гусеницы пытались объединить с колесами. Только здесь, в отличие от Объекта 19 - где гусеницы были вспомогательными, они выполняли роль основного движителя. КБ Волгоградского тракторного завода представило машину к испытаниям уже в 1964 году. Внешне машина напоминала Плавающий танк ПТ-76 в измененных габаритах. Сходство усиливали катки, взятые от этой машины. Движение на воде обеспечивалось водометами, а гидравлический механизм опускал колесное шасси за две минуты. В таком состоянии машина могла двигаться по шоссе на скорости свыше 100 км\ч. Помимо прочего, машину от конкурентов отличали шесть амбразур для стрельбы из личного оружия. Интересной особенностью было место механика-водителя, которое с помощью гироскопа всегда находилось в одном положении – вне зависимости от положения машины. Кроме того, для эффективной езды задом, место мехвода разворачивалось на 180 градусов. Но комиссия машиной оказалась недовольна: сказалась сложная система перехода с колес на гусеницы и недостаточная проходимость.
Но концепция машины не пропала даром! В частности, ее компоновка, и расположение десантного люка перекочевало в следующий проект тракторостроителей, которые уже в 1968 году представили БМД-1, находящуюся на вооружении ряда стран по сей день.
Объект 1200
Еще один образец, обладающий лишь колесным шасси. Как и на БТР-70, здесь сохранена колесная формула 8х8. Объект 1200 был создан в КБ Брянского автозавода, который производил колесные шасси повышенной проходимости для различных военных нужд. Неудивительно, что для перспективной машины выбрали колеса, а не гусеницы. БМП получила гидропневматическую подвеску, которая позволяла менять клиренс в зависимости от дорожных и боевых условий. Спереди находилось два члена экипажа, за которыми сидели четыре десантника. За ними – боевое отделение и мотор, параллельно которому размещалось еще четыре пехотинца. Для эвакуации десанта была приготовлена кормовая аппарель и люк в крыше.
Машина, в целом, произвела положительное впечатление. Но проходимость и выносливость ходовой части была значительно хуже, чем у гусеничных аналогов. Так, на мокрых колесах машина смогла выехать лишь на берег с небольшим углом уклона. Негативными были и отзывы «пассажиров», которые жаловались на тесное десантное отделение и затрудненное передвижение по «коридору» вдоль двигателя.
Этот перечень самых ярких претендентов на роль БМП-1 лишь подтвердил постулат о том, что излишняя сложность – это минус военной техники. Принятый на вооружение Объект 765, несмотря на свои недостатки, до сих пор стоит на вооружении ряда стран. А поиски кандидата на боевую машину пехоты, подарили советской армии совершенно новый БТР-70 и первую в своем роде БМД-1.