Найти в Дзене
Другой Смоленск

Днепр Судоходный. Начало XX века

Оглавление

Пароходы на Днепре в черте Смоленска появились только в начале прошлого столетия. Летом 1902 года в Смоленске открылось пароходное движение товаров и пассажиров по Днепру.

Капитан парохода «Отважный» Фридрих Карлович Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход – «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Федоровичу Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из-за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев.

В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для этих целей был выделен участок береговой линии (слева по течению Днепра) на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань была построена. Она располагалась выше старого моста и представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения. В одном из них хранились грузы, а два других были залами ожидания для пассажиров 1,2 и 3 классов. Поскольку взимаемая плата за проезд была невелика, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские обыватели.

Пароходная пристань на Днепре. Теплоход Анна
Пароходная пристань на Днепре. Теплоход Анна

Ещё один любопытный факт. Если внимательно присмотреться, перед мостом были сооружены некие ледокольные конструкции уже в XIX веке. Они в том числе приближали сезон навигации.

Ледокольные конструкции перед мостом. 1889
Ледокольные конструкции перед мостом. 1889
Ледокольные конструкции
Ледокольные конструкции

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ СУДОХОДСТВА

К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1-й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки наземных судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате их деятельности Катынские пороги были освобождены от огромных валунов, мешавших судоходству, и открыто движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья.

Итак, одна из пристаней располагалась у церкви Тихона Задонского.

Пристань у церкви Тихона Задонского. 1900-е
Пристань у церкви Тихона Задонского. 1900-е
Стоянка пароходов у церкви Тихона Задонского. 1905
Стоянка пароходов у церкви Тихона Задонского. 1905
Железный мост. Вдали виднеется пароход. 1906
Железный мост. Вдали виднеется пароход. 1906

Другая, Пятницкая — практически напротив, по другую сторону берега.

Пятницкая пристань. 1900-е
Пятницкая пристань. 1900-е
Вид с северной стороны реки Днепра на пароходную пристань и западную часть города.
Вид с северной стороны реки Днепра на пароходную пристань и западную часть города.
Богословская набережная, Пятницкая пристань — справа
Богословская набережная, Пятницкая пристань — справа
Вид на пристани с Соборной горы
Вид на пристани с Соборной горы

В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилёвом пароходы судовладельца Маховера. Пароходы находились в ведении Судоходного отдела Киевского округа Министерства путей сообщения.

Пароход «Удалой» на Днепре, 1913
Пароход «Удалой» на Днепре, 1913
Пароход «Удалой» на Днепре, 1918
Пароход «Удалой» на Днепре, 1918
Окрестности Смоленска с палубы парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
Окрестности Смоленска с палубы парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
На палубе парохода «Удалой», 1913 год. Фото Е.Н. Клетновой.
-16

Особенностью смоленского пароходного участка было его замкнутость. Установлению сквозного пароходства вниз по Днепру мешали Кобелянские пороги близ Орши. Через них суда могли пройти лишь в очень короткий период высоких весенних паводков, в остальное время пороги были непроходимы.

ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ

Уже в советское время в Заднепровье была построена пристань «Смоленск» Днепро-Двинского государственного пароходства, а при ней – судоремонтная мастерская. Пассажиров тогда перевозили колесные пароходы «Пятилетка», «Советская Беларусь» и несколько речных трамваев, грузы – девять барж и буксирный пароход «Правда». В 1940 году речные суда перевезли 114 тысяч человек и свыше двух миллионов тонн различных грузов.

В истории смоленского флота есть множество героических страниц. Так, 21 июля 1941 года разведкатер «Дзержинский», отправленный в уже оккупированный врагом Смоленск, собрал нужные данные и, прорвавшись через огненный заслон, сумел доставить их к месту назначения.

-17