Сначала пиктореализм? Нет!
Пикториализм представляет собой направление в фотографии, характерной чертой которого является уподобление фотографии пикториальному изображению. Например живописной картины, написанной рукой художника, или карандашному рисунку.
Пикториализма можно достичь разными способами: это и особая обработка фотоматериала при печати, и использование специальной мягкорисующей оптики.
Узнаваемой особенностью прикториализма несомненно является размытость форм, абстракция, визуальная мягкость изображения.
Так получилось, что мягкорисующая оптика идеально подошла для этого нового для начала прошлого века направления. Эти объективы давали мало контрастное изображение, низкую детализацию. Некоторые объективы имели в основе своей конструкции искажения, которые идеально подходили на роль инструмента пиктореалиста.
Одним из таких объективов является монокль.
Монокль - простейший однолинзовый объектив. Классический объектив - монокль состоит из одной вогнуто-выпуклой линзы и диафрагмы, расположенной перед линзой.
Монокль, как однолинзовая система, имеет набор разнообразных искажений или аберраций.
Вот список этих искажений:
- Сферическая аберрация
- Хроматическая аберрация
- Коматическая аберрация
- Астигматизм
- Кривизна поля изображения
- Дисторсия.
Почему возникают эти искажения? Причина кроется в неидеальности оптических линз.
Помните, как на уроке физики рассчитывали оптические схемы, в которых линзу изображали отрезком прямой с стрелочками на концах. Стрелочки внутрь -рассеивающая линза, стрелочками вверх - собирающая линза. Вогнуто-выпуклая линза, которая еще называется мениск, относится к собирающим линзам. Так вот, для идеальной линзы бралось допущения, что все лучи, проходящие через плоскость линзы, собираются в одной точке - точке фокуса.
Для реальной линзы дело обстоит совсем по другому.
Точки фокуса для лучей света, проходящих не по центру линзы, не совпадают.
Лучи, падающие на края линзы, собираются ближе к линзе, чем лучи, проходящие через центр. Это явление носит название сферическая аберрация. Проявляется сферическая аберрация в том, что при таком эффекте невозможно получить четкое изображение светлой точки на фокусировочном экране. Получится изображение точки с сильным размытием вокруг. И размытие будет тем больше, чем больше будет диаметр этой линзы.
В фотографии данный эффект проявляется в виде смягчения изображения, которое многие ошибочно принимают за "мыло". Посудите сами, в корне этих двух явлений лежат совершенно разные оптические законы. Сферическая аберрация дает четкое в изображение предмета с размытием по контуру (усы кошки). "Мыло" же - эффект, вызванный как правило ошибкой фокусировки объектива, или его низким качеством. Хотя низкое качество и не исключает, что в объективе плохо исправлена сферическая или иные аберрации.
Именно сферическая аберрация является основным свойством монокля для пикториалиста. Светлые объекты начинают светится волшебным светом, туманы обретают невероятную глубину, водная гладь приобретает черты некой неземной, фантастической поверхности.
Слишком сильные сферические аберрации мениска могут оказывается неприемлемыми для получения желаемого изображения. Уменьшить сферическую аберрацию можно подбором радиусов поверхностей линзы. В этом случае сохраняется возможность сохранить высокую светосилу линзы. Другой способ - это установка диафрагмы, которая отсечет лучи света, попадающие на края линзы. В этом случает, очевидно, придется пожертвовать светосилой объектива.
На практике используют обычно или диафрагмирование, если нет возможности взять линзу с рассчитанными параметрами, или оба способа, так как изменение диафрагмы позволяет фотографу во время съемки изменять размытие для достижения своего художественного замысла.
Так как линзы обычно изготавливают из стекла, то мы имеем дело с коэффициентом преломления линзы, и, следовательно, с дисперсией света. То есть лучи света разного цвета по разному будут преломляться в линзе, или , как говорят физики, лучи света с различной длинной волны. Коротковолновые лучи (фиолетовые) преломляются в линзе сильнее и собираются ближе точки фокуса, а длиннофокусные (красные) - дальше. Этот тип искажений называется хроматические аберрации.
Цветовые контуры (обычно синие или фиолетовые) у объектов съемки появляются как раз из-за хроматических аберраций.
Для монокля это неустранимая аберрация. Но и тут есть способы немного снизить ее действие. Во-первых, спасет перевод фотографии в черно-белое изображение. Фиолетовые контуры станут светлыми, будет очень похоже на действие сферической аберрации. Также частично может помочь применение желто-зеленого или желтого светофильтра при съемке. Он ослабит в спектре синий и фиолетовый цвета, что приведет на конечном изображении к уменьшению цветовых (светлых на ЧБ) контуров.
Несколько лет назад попадалась мне статья, в которой писали, что якобы некие ученые изобрели графитовые нанотрубки, которые позволяли перенаправлять пучки света без преломления. Они даже предсказывали революцию в оптике, обещали, что новые оптические элементы на основе этих нанотрубок будут лишены всех недостатков оптических линз из стекла. Ведь в них не будет преломления света. Ждем-с.
Еще один вид искажений - коматическая аберрация или просто кома. Возникает из-за того, что лучи, приходящие под углом к оптической оси, собираются не в одной точке. Проявляется этот вид искажений как вытянутые к центру или от центра кометы - светлая точка с хвостом. Исправляется кома теми же способами, что и сферическая аберрация - подбором радиусов поверхностей линзы, диафрагмированием. Но обычно кому исправляют подбором положения диафрагмы относительно линзы. Дело в том, что подобрать параметры линзы не всегда удается, а диафрагмировать линзу нет возможности, так как вместе с комой можно убрать и нужные для художественной задумки сферические аберрации. Но иногда и кому можно с успехом применять для художественной фотографии. Например, при фотографировании водной поверхности солнечные блики приобретают необычный рисунок.
Остальные три вида аберраций: астигматизм, кривизна поля и дисторсия - неустранимы в системе однолинзового объектива - монокля. Но и эти искажения могут использоваться фотохудожником для работы. Так, кривизна поля проявляется в неравномерной резкости по полю кадра. Этот эффект позволяет ставить акцент внимания на центре кадра, а края размывать. К примеру, в объективах Петцваля именно этот вид аберраций является характерной чертой объектива. Так же, в меньшей мере, такой эффект является визитной карточкой объективов Гелиос.
Дисторсия в наиболее сильной мере проявляется на короткофокусных моноклях, причем бочкообразная, что также может быть использовано в художественной работе.
А астигматизм дает возможность по краю кадру при соответствующем подборе света и фона получить красивое обрамление кадра.