«Сектор Газа» - одна из культовых панк-групп времён Перестройки и начала девяностых. Правда, к панку её причислить можно лишь условно; в музыкальном смысле их творчество было смесью классического панка, постпанка, шансона, частушек, поп-музыки и других стилей. «Панковским», впрочем, было общее настроение, имидж и посыл группы.
Почему «Сектор Газа»? Это не только горячая точка на Ближнем Востоке; так в Воронеже местные жители прозвали промышленный район города, где было множество дымящихся заводских труб. Из этого района были родом участники группы. Там же находился и воронежский рок-клуб.
Аллюзия с эпицентром ближневосточной войны не была случайной. Всеобщий перестроечный упадок в большей степени отразился как раз в таких промышленных городах и районах, удалённых от «столиц». Безденежье, отсутствие перспектив, пьянство, бытовое насилие, расплодившийся криминал – всего этого добра в Воронеже, как и в других местах Советского Союза, внезапно стало много. В такой атмосфере и сложилось творчество «Сектора Газа». Одна из центральных песен именовалась «Колхозный панк», что можно применить и ко всему творчеству группы. Ведь даже промышленная сфера огромной советской страны во многом оставалась «колхозом» по своему менталитету – с обычным сельским простодушием, малообразованностью рабочих, изолированностью от передовой европейской (и даже передовой советской) культуры.
До 1996 года творчество «Сектора Газа» представляло собой «стёбные», иронические и саркастичные песни, высмеивающие (или просто обыгрывающие) российскую действительность, чаще всего «низовую». Песни отличались обилием ненормативной лексики и пародий, в том числе на отечественную поп-музыку, и общим неглубоким смыслом. С нового альбома, вышедшего в указанном году, стиль группы несколько поменялся: песни стали более серьёзными, в них появились какие-то философские мысли, а матерные слова практически исчезли. По-видимому, музыканты решили немного повзрослеть. Впрочем, новые вехи появились ещё раньше – в 1994 году группа выпустила песню, посвящённую тридцатилетию её лидера – Юрия Клинских.
«Мы ничего не умели»
Интересно, как отзывался о творчестве своей группы сам Юрий. Он говорил, что всегда стремился к тяжёлому звуку и серьёзным вещам, однако ни он, ни его товарищи не могли этого достичь, потому что не умели обращаться с оборудованием должным образом; кроме того, «все же на попсе были воспитаны». Из-за этого общий саунд «Сектора Газа» всегда был слишком попсовым, что не нравилось большинству любителей настоящего рока. В конце концов в 2000 году вышел по-настоящему тяжёлый альбом «Восставший из ада», на котором группе удалось добиться того, чего она так долго желала. К сожалению для поклонников, этот альбом стал последним: летом этого года Юрия не стало. Группа прекратила существование.
На её месте появились коллективы «С. Г.», «ЕХ-Сектор Газа» и «Сектор газовой атаки», созданные бывшими музыкантами легендарной группы. Однако успех классического «Сектора» они повторить не смогли. Секрет прост – «Сектор Газа» целиком держался на образе, созданном Юрием, в том числе на текстах его песен. Не стало Юрия – не стало и той харизмы.
Клинских и Никулин
Исключительно молодёжная, радикальная и «контркультурная» группа Сектор Газа, оказывается, нравилась Юрию Никулину. Клинских очень гордился тем, что однажды великий артист пригласил его в свой кабинет, где долго отзывался о творчестве группы в положительном ключе.
Среди других знаменитых поклонников «Сектора Газа» - Владимир Жириновский. Группа даже получила от ЛДПР диплом «За развитие отечественной культуры». Сам Клинских числился помощником депутата, хотя говорил о себе, что в партии не состоит и вообще политикой интересуется мало.