Просмотр всей фильмографии режиссера позволил мне выделить 11 самых используемых вещей, персонажей, мотивов в большинстве его фильмов. Данный список - своего рода "резюме" вудиалленовского творчества, "напоминалка", которой можно пользоваться спустя годы, чтобы освежить в памяти любимые киноленты. Атрибуты публикуются с 11 по 1 в порядке значимости, с моей субъективной точки зрения.
11. ТИТРЫ
"Я выбрал гарнитуру, которая мне понравилась, и с тех пор больше ничего не меняю. Ведь что такое титры? Это чисто информативная вещь". В.А.
В первых его работах титры были размашистые, на их изготовление уходила нехилая доля бюджета. В какой-то момент режиссер спросил себя: а зачем оно мне надо? И с тех пор титры неизменно готовятся по самому простому образцу, без единого "наворота": перечисление фамилий, название фильма белыми буквами на черном фоне. А чтобы зрителю было не скучно их читать, за кадром играет веселенькая музыка.
10. ФОКУСНИКИ
"Я всё время тренировался, читал какие-то пособия, показывал фокусы в семье, в кругу друзей". В.А.
Тема волшебства - не самая последняя в творчестве режиссера. Но фокусник - не волшебник, а всего лишь ремесленник, причем, не всегда первоклассный (вспомните бездарного иллюзиониста в "Сенсации" или полуумного священника-фокусника в "Не пей воду"), потому волшебство в его руках свершается, скорее, вопреки его усилиям. Алленовское волшебство напрочь лишено мистического пафоса и подается так, что нам кажется, будто боги смеются над нами: мол, сначала в себе разберитесь, а потом уж осваивайте магию. Иногда фокусников у Вуди Аллена заменяют гипнотизеры ("Проклятие нефритового скорпиона") и гадалки ("Ты встретишь таинственного незнакомца") - персонажи, тоже близкие к комедийным.
9. ДОСТОЕВСКИЙ
"Достоевский - полноценное питание, с добавлением витаминов и экстрактом пшеничных зерен" (из фильма "Мужья и жены")
Как уже отмечал не раз, Вуди Аллен любит русскую классическую литературу и часто на нее ссылается в своих творениях. Достоевский, пожалуй, главный его "фаворит". Во-первых, используется мотив преступления и наказания (часто не свершившегося) - "Преступления и проступки", "Матч Поинт", "Мечта Кассандры". Во-вторых, Аллен иногда переносит на себя характеры героев Достоевского. Например, в пародийной трагикомедии "Любовь и смерть" главный герой в детстве напоминает духовноустремленного Алешу Карамазова, а повзрослев - чудаковатого князя Мышкина.
В "Любви и смерти" режиссер обыгрывает факт из биографии Федора Михайловича: приговор к смертной казни, отмененный в последний момент. Героя фильма тоже приговаривают к расстрелу, но обещают помилование. Но случился облом...
8. ДОЖДЬ
"Дождь - это всегда очень красиво. Я обожаю дождь".
"Дождь способствует зарождению интимности - будь то влюбленность или иные формы общности". В.А.
Действительно, режиссеру удается в дождливых сценах повышать степень откровенности и интимности. Яркий пример - сцена измены в "Матч поинте". Еще примеры: "Сентябрь", "Ханна и ее сестры", "Алиса" и др. Вода - та стихия, что способна из души смыть черствость, робость, страх открыться.
7. ИНГМАР БЕРГМАН
Вуди Аллен не стеснялся перенимать стилистику от многих великих режиссеров - у Феллини, Годара, Чарли Чаплина, и особенно - у Бергмана. Аллен взял у шведского режиссера целый жанр - камерную психологическую драму ("Персона", "Осенняя соната", "Лицом к лицу") - и перенес ее в свои условия. Также Вуди часто использовал тему кризиса супружества, почерпнув ее, вероятно, из "Сцен из супружеской жизни". Бергман вдохновил Аллена на эксперименты в драматическом жанре, из-за чего пришлось временно отойти от комедий. Насколько оправдан такой эксперимент - один из главных дискуссионных вопросов о творчестве нашего героя. Мне кажется, Вуди явно проигрывает, играя на "бергмановском" поле. По всем ключевым параметрам (игра актеров, атмосфера, глубокий психоэмоциональный уровень, сценарии и т.д.) Вуди уступает Бергману, в чем сам признавался в интервью, хотя сами по себе такие "бергмановские" фильмы, как "Сентябрь", "Интерьеры" неплохи. Но если искать в фильмографии Аллена наиболее проходные позиции, я бы назвал именно эти.
6. ПСИХОАНАЛИТИКИ
"Я обратился к психоанализу, потому что мне казалось, у меня в детстве были определенные проблемы, и мне хотелось понять, нельзя ли с ними что-нибудь сделать. На протяжении многих лет я время от времени заигрывал с психоанализом и психотерапией. Бросал, потом снова возвращался; пробовал одно, другое, третье. Иногда мне кажется, что анализ мне помогает, иногда я не очень доволен результатами. Смешанные впечатления у меня от психоанализа". В.А.
Такое противоречивое отношение Вуди Аллена к психоанализу прослеживается и в его фильмах. Психоаналитики в них - частые гости. Алленовский психоаналитик - это чаще всего сатирический персонаж, показывающий свою бесполезность. Он просто молча сидит и слушает пациента (хотя, в этом уже есть какая-то польза), а на самом интересном месте сообщает: время нашего сеанса истекло, с вас тыща долларов. Вот и весь психоанализ. Порой, самому психоаналитику необходима помощь ("Разбирая Гарри")... Конечно, Вуди не критикует психоанализ как методику, которая давно доказала свою эффективность. Режиссер использует сцены разговора у психоаналитика как способ раскрытия главного героя. Тому кажется, будто он умрет без помощи специалиста, но пока он выговаривается, мы видим, что он и сам способен разобраться в своих проблемах. Фирменная алленовская ирония.
5. КИНОТЕАТРЫ
"Удовольствие, которое мы получаем от посещения кинотеатра не в последнюю очередь связано с тем, что мы отвлекаемся от грубости жизненных реалий".
(из фильма "Пурпурная роза Каира")
Если бы не дешевые и прохладные нью-йоркские кинотеатры, мы бы не увидели режиссера по имени Вуди Аллен. В детстве наш герой проводил в них много времени, спасаясь от повседневной рутины и впитывая всё лучшее из классического кинематографа. Так что не случайно ключевые сцены в его фильмах происходят в кинотеатрах. У Вуди кинотеатр - своего рода храм, где герой остается наедине с собой, перед ним открываются новые видения мира и самого себя. Просмотр кино на большом экране - словно религиозный ритуал. Кинотеатр - место, где исполняются желания ("Пурпурная роза Каира") и где вершится справедливость ("Загадочное убийство в Манхэттене").
4. МИА ФЭРРОУ
"Она хорошая актриса, очень разносторонняя. Она может играть самые разные роли - как серьезные, так и комические. Кроме того, она очень фотогенична, очень красива на экране. Она прекрасная реалистичная актриса и в этом смысле составляет полную противоположность Дайан Китон". В.А.
Миа Фэрроу появляется в 13 фильмах Вуди Аллена (мог быть и 14-й, если бы не разрыв отношений), в большинстве из них играет главную роль, причем, эти роли писались специально для нее или давались ей на выбор. Никому другому режиссер не уделял столько внимания и не давал столько привилегий. Всё-таки муж и жена, творчески очень плодотворная пара.
Миа действительно способна играть и комедийные, и драматические роли. Она была ключевой актрисой в "бергмановских" фильмах Аллена и являлась неким аналогом своей шведской коллеги Лив Ульман, постоянной актрисы Ингмара Бергмана. Однако где Лив Ульман и где Миа Фэрроу... На мой взгляд, Миа - не самая выдающаяся актриса, и ее успех во многом обусловлен связью с Вуди Алленом. После 13 фильмов подряд с ее участием ее образ откровенно надоедает. Не чувствую я в ней выдающейся глубины переживаний. Просто хорошая актриса. Дайан Китон кажется мне более интересной и талантливой.
3. ДЖАЗ
"Это моя страсть". В.А.
Вот что совсем не надоедает у Вуди Аллена - это джаз. Всегда разный - по темпу, по стилю, по настроению. Режиссер часто использует старые джазовые записи в качестве саундтреков или же посвящает музыке свои фильмы. Например, "Эпоха радио" - "сборник забытых джазовых хитов" 20-30 годов; "Сладкий и гадкий" - о вымышленном джазовом гитаристе. Джаз, как и кино, с детства неразрывно связан с образом жизни Вуди Аллена и, соответственно, влияет на его творчество. Как известно, Вуди - сам музыкант, играет на кларнете, со своей группой раз в неделю выступает в одном из нью-йоркских кафе, исполняя классический нью-орлеанский джаз. Иногда оркестр совершает турне в Европу – об этом есть документальный фильм "Блюз дикаря".
2. ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ
"Физически слабый, трусливый человек, женолюб, неудачник, невротик, намерения у него добрые, но что бы он ни делал, всё получается криво". В.А.
Режиссеру удалось сформировать образ, ставший хрестоматийным в мировом кино, как Гамлет или Дон Кихот - в мировой литературе. Кто-то искренне полюбил этот образ, или просто ему симпатизирует. Кто-то его не принимает или даже ненавидит, часто без явной причины. Интересный эффект! Для последних надо пояснить: характер главного героя в фильмах Вуди Аллена имеет мало общего с его создателем. Отождествление автора и персонажа в данном случае - распространенное предубеждение. Изучение биографии и личности Вуди Аллена это подтверждает.
1. НЬЮ-ЙОРК
"Он обожал Нью-Йорк, хотя этот город был для него метафорой загнивания современной культуры <...> Нью-Йорк был его городом. И останется им навсегда". (из фильма "Манхэттен")
Бог с ним, с этим евреем-невротиком, ведь в фильмах Вуди Аллена есть более интересный и значимый персонаж - Нью-Йорк, один из самых культовых городов мира. Многие известные и выдающие кинорежиссеры мира родились в Нью-Йорка (Кубрик, Скорсезе, Аронофски и многие другие), но именно Вуди Аллена можно назвать главным выразителем нью-йоркского духа в кино.