Найти тему
Гараж Автоклассика

"Сутулый Слон". Москвич 400/401/420

Несмотря на свою явную технологическую отсталость даже в 50-е, этот автомобиль был очень любим в народе, ведь по большому счёту, Москвич 401 был первым автомобилем, который мог себе позволить обычный советский рабочий или служащий…

Своими корнями Москвич401 идет к довоенному Opel Kadett 38, по факту первые образцы машины были точной копией немецкого предшественника, и даже комплектовались немецкими стартерами Bosch, машины до 1947 года выпуска. Самый первый же Москвич, по имеющейся информации, был собран в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. Серийное производство первой советской «народной» легковушки началось в апреле 1947 года, но до конца года было выпушено всего около 1500 машин. В 1948 году было сделано более 6700 экземпляров, а всего за годы выпуска с 1947 по 20 апреля 1956 года, когда последний Москвич четыреста первый сошел с конвейера, было изготовлено более 247 тыс. экземпляров.

-2
-3

Москвич четырехсотой серии был очень выносливой машиной. Сказывалась немецкая конструкция. Я видел их на дорогах даже в начале 90-х, и это были явно не коллекционные, не выставочные образцы. В «нулевых» даже чуть было не купил один такой. Заехал однажды в гаражный кооператив к мастеру, у которого свою машину обслуживал и приметил у одного из гаражей Москвич такой, цвета «электрик». Состояние его было, можно сказать – отличным, уровень «колхоза» небольшой, видно было что машина использовалась мало и лет 20 просто стояла без движения. Ценник был $1100 вроде, точно уже не помню. Было желание купить, но в то же время были и сомнения. Если москвичи 2 поколения еще как-то можно использовать в качестве резервной машины, а не только выставочного образца, заменив там ряд деталей на детали более поздних Москвичей, то 401-й в наше время это просто старинная машинка, пригодная лишь для ретро-показов, пробегов олдтаймеров и тому подобных мероприятий. В общем, передумал я его покупать, но до сих пор его вспоминаю.

-4

В основном 401-е Москвичи красились в унылый серый цвет, и получили ряд народных прозвищ – «сутулый», «слон», из-за своего горбатого профиля, иногда их называли «горбатый», правда, впоследствии это прозвище закрепилось за «Запорожцем» ЗАЗ 965.

-5

За время производства Москвич претерпел ряд изменений, но его внешний облик остался практически нетронутым. Не появилось на нем и так необходимого в нашем холодном климате отопителя. Opel Kadett 38 был без отопителя, и Москвич унаследовал этот серьёзный конструктивный недочёт. У немцев, правда, климат помягче, зима потеплее и покороче, почему же наши конструктора не оборудовали машину «печкой» - сложно теперь сказать. Автовладельцы, эксплуатировавшие машину круглогодично, своими силами решали эту проблему, хотя большая часть автовладельцев просто ставили её в гараж с первыми заморозками, и начинали ездить уже весной. Антифриза ведь тоже не было, и ежедневная эксплуатация такой машины в режиме с дому – на работу, с работы- домой зимой доставляла бы просто сказочных неудобств.

-6

-7

Технически, у Москвича 401 от Opel Kadett был ряд отличий. Была усилена балка переднего моста, карбюратор К-24, был полной копией немецкого карбюратора, в 1952 году он был заменен на карбюратор К-25 нашей разработки, рычаг переключения коробки передач переместился с пола на рулевую колонку, где он и будет находиться до появления 412 семейства москвичей. Жаль, что его в 412 на пол перенесли. Наиболее значимые изменения были сделаны в 1952 году. Почти вдвое повысили ресурс двигателя, появилась новая ГБЦ, новый распредвал, повысилась степень сжатия, появился фильтр на масляном насосе, изменилась конструкция «помпы», появился новый генератор, работающий совместно с реле регулятором, что позволило увеличить срок службы АКБ почти в 2 раза. АКБ переместили в нишу передней части кузова, до этого она была на своеобразном «балконе», приваленном к переднему кузова.

-8

В 1954 году машина претерпела еще одно значительное изменение – новый двигатель мощностью 26 л/с, сейчас такое количество «лошадей» кажется смешным, и новую коробку передач с синхронизаторами на 2 и 3 скорости. Модернизированная машина получила индекс «401-420», и сходила с конвейера до 1956 года.

-9

Москвич 401 был довольно неудобной и тесной машиной. У него отсутствовал багажник в современном его понимании. Снаружи доступа к багажному отсеку не было, для этого требовалось откинуть спинку заднего сиденья, да и особой вместительностью багажный отсек не отличался. Запаска крепилась сзади, доступ к заднему ряду сидений был более удобен, чем к переднему, из-за открывающихся против хода задних дверей, а дверной замок был только на одной передней двери – справа. Считалось, что водитель, заходя в машину слева, подвергает себя опасности. Это при тогдашнем то трафике, когда за 10 минут по улице могло проехать 2-3 автомобиля.

-10

Но было у машины одно достоинство, перекрывавшее все её недостатки - доступность рядовому советскому человеку. Стоимость машины была около 9 тыс. рублей, семья с тогдашним средним достатком могла накопить необходимую для покупки машины сумму за 2-3 года. Автокредитования в СССР тогда, по понятным причинам не было, как и многого другого. Неспроста на плакате, рекламирующем сберегательную систему Сбербанка, известную всем советским людям «сберкнижку», красуется довольный мужчина за рулём Москвич-401, на который он и накопил, как гласит плакат авторства художника Корецкого, изданный в 1950 году.

-11

Сейчас их уже не увидеть на дорогах. Многие, пережившие 20-й век машины догнивали на задворках гаражных сообщество в конце 90-х и нулевых, или отправились в металлолом.

-12

-13

Но я уверен, еще несть некоторое количество машин, забытых в гаражах на десятилетия, придет время и они будут извлечены на свет, и очень хочется верить – обретут новую жизнь, уже в качестве выставочных экспонатов, станут так сказать – почтенными предками. Возможно, такой «слон» был первой, а может и единственной машиной у вашего дедушки, или прадедушки.

Машина писателя Михаила Пришвина. Сохранилась в идеальном состоянии, пробег всего 14800 км, даже шины родные. Писатель ездил на ней последние 6 лет своей жизни.

-14
Все фото взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.
Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на Oldtimer weekly здесь и в Телеграм
Для обратной связи - oldcarss@yandex.ua