Найти тему
Шакко: об искусстве

Про что реально "Автопортрет с Саскией на коленях" Рембрандта?

Разбираемся, какой смысл скрывает один из самых знаменитых автопортретов художника, и почему популярное представление об этой картине не верно.

1635 год, Галерея Старых мастеров (Дрезден)
1635 год, Галерея Старых мастеров (Дрезден)

Рембрандт очень любил рисовать себя, от него осталось около сотни автопортретов, из них 40 картин, а остальное гравюры и рисунки. Иногда он так заигрывался, увлекался чужим образом или какой-нибудь особенной мимикой, что трудно догадаться, что это на самом деле автопортрет.

Автопортрет, 1630 год
Автопортрет, 1630 год

Один из таких костюмированных портретов - как раз тот, о котором идет речь, с женой Саскией ван Эйленбюрх на коленях. Но распространенное название картины - это такая попса, у нее есть и официальное, солидное: "Блудный сын в таверне".

То есть в этой сцене Рембрандт играет в персонажа новозаветной притчи. Напомню, тот наорал на папу, велел выдать наследство вперед, забрал денежки и ушел кутить. Все пропил, стал нищенствовать, вернулся домой, отец принял его в распростертые объятия. А другой брат (не "блудный", а приличный), который свою долю у папы не отбирал и все это время вкалывал на ферме, взирал на эти обнимашки с неодобрением.

Вот картина Рембрандта уже про финальный эпизод притчи.

Возвращение блудного сына, 1666-9, Эрмитаж
Возвращение блудного сына, 1666-9, Эрмитаж

Изображая себя с женой в образе блудного сына с веселой девицей из таверны на коленях, Рембрандт, таким образом, не просто документирует радость своего семейного счастья и то веселье и разгул, которые они могут себе позволить. Но и делает одновремено такую "напоминалочку", что в любой момент это все может кончиться, успех преходящ, и если чрезмерно увлечешься, то будешь уже в следующей стадии, не в шелках и бархате, а обритый наголо и потерявший тапки.

Это единственный автопортрет Рембрандта с женой маслом, хотя он и её в диком количестве рисовал, но всё отдельно. Еще раз они будут изображены им вдвоем только вот на этой гравюре, совсем иной по настроению.

Автопортрет с Саскией, 1636
Автопортрет с Саскией, 1636

Картина была очень популярна и некоторые художники, создавая свои автопортреты с супругой, воспроизводили ее идею, отдавая таким образом свое почтение Рембрандту.

Ловис Коринт. "Автопортрет с Шарлоттой", 1902
Ловис Коринт. "Автопортрет с Шарлоттой", 1902
Петр Кончаловский. "Автопортрет с женой".  1923
Петр Кончаловский. "Автопортрет с женой". 1923

Но поскольку это были уже художники ХХ века, никакого столь же глубокого подтекста, что у Рембрандта, они в эти портреты уже не вкладывали. Их "глубокий" подтекст ограничивался уже реверансом к Рембрандту, а не библейской моралью и напоминанием о тщете всего сущего.

Мой канал про искусство в телеграмм, подписывайтесь