63,1K подписчиков

Танк Е-100 - гений немецкой мысли

30K прочитали

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.

Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.

Фердинанд Порше
Фердинанд Порше

Сами работы начались 30 июля 1943 года, после того как крахом закончилась для Вермахта наступательная операция «Цитадель». Нужно было создать непросто бронированного монстра подобного Маусу, но главное сделать этот танк подвижным.

История создания E-100

Через полтора года после начала разработок Гитлер запретил производство сверхтяжёлых танков, ведь на них уходило колоссальное количество как денежных, так и трудовых затрат.

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-3
 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-4

Однако, вопреки приказу, на заводе Хеншель продолжали создавать танк Е-100 вплоть до конца войны.

Немецкие сотрудники смогли изготовить корпус танка и его ходовую часть, а также было проведено несколько испытаний. И самые последние испытания проводились на территории Великобритании, когда танк переправили туда союзные войска.

Нужно учитывать тот факт, что на свет появилась только броня танка и его ходовая часть, именно поэтому многие другие характеристики машины неизвестны.

Конструкция

В лучших традициях немецкого танкостроения трансмиссия располагалась спереди, а двигатель в задней части машины. Экипаж был рассчитан на шесть человек.

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-5

Вес танка Е-100 очень внушительный – 140 тонн, стоит сказать, что вес танка «Тигр» составлял 55 тонн, а лучший средний танк Второй мировой Т-34 образца 1943 года составлял 30,9 тонн.

В силу того, что бесконечно увеличивать толщину бронелистов нельзя, ведь тогда увеличивается вес машины и уменьшается объем свободного пространства неё, немецкие инженеры нашли выход – они установили защиту танка под наклоном, это позволило и массу сделать меньше, и повысить защиту машины.

Корпус

Верхний лобовой лист составлял 200 мм с углом наклона в 60 градусов, именно поэтому лоб корпуса нельзя было пробить орудиями того времени. Толщина борта была 120 мм, а также снаружи должны были стоять экраны толщиной в 65-75 мм, задача которых была защита ходовой части от повреждений.

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-6

Танк представлял из себя настоящий монолит, так как даже его кормовая часть была отлично защищена, и состояла из брони в 150 мм под углом 50 градусов. Немецкие инженеры даже на днище и крышу корпуса установили плиту в 80 мм. С одной стороны, данные цифры могут показать сравнительно небольшими, однако, с другой - нужно учитывать тот факт, что были даже средние танки с меньшей лобовой защитой, чем крыша у Е-100.

Башня

Изначально были планы установить башню от танка Маус, однако, вскоре появились две альтернативы. Одна из них — это башня “Maustrum II”, автором которой была фирма Крупп, данная башня отличалась тем, что на неё можно было установить другое орудие, но здесь была невысокая толщина бортов – 80 мм. Несмотря на то, что лобовой лист являлся прямым, его расположили под наклоном, именно это обеспечивало хорошую защиту от снарядов.

Второй проект башни остался только в самой глубокой теории, ведь до нас не дошли ни чертежи, ни тем более какие-либо макеты башни. Немцы просто не успевали что-либо создавать в условии тотального краха не только страны, но и ее промышленности, хотя показатели количества танков, которые выпускались Германией вплоть до конца 1944 года постоянно увеличивались.

Вооружение E-100

Орудия, которые можно было установить на танк, зависели от того, какая же башня будет установлена. Изначально предполагалось разместить на танк пушку 12.8 см KwK 44 L/55 и спаренное 7.5 см KwK 37 L/24.

Но были приняты во внимание и альтернативные варианты: 15 см KwK 44 L/38, только ради этого мощного орудия инженеры хотели создать вторую башню. Вариант фирмы Адлер, который не сохранился, предполагал сверхмощное орудие 17.3 см KwK 44.

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-7

Ходовая часть

Она должна претерпела значительные изменения, собственно, как и у всех танков Е-серии. В данном случае использовались не торсионы, а пружины Бельвиля, именно поэтому было больше пространства корпусе, а также машина выдерживала большие нагрузки, и, главное, ремонт был не таким затратным, ведь не нужно было демонтировать половину ходовой части, чтобы заменить каток.

Фирма Адельверке выпустила гусеницы шириной в метр, так что танк Е-100 не мог разместиться на платформе железной дороги, и именно поэтому при перевозке нужно было использовать более узкие гусеницы. Несмотря на то, что ходовая часть обладала достаточным количество плюсов, были и свои недостатки. Нужно было долго и очень скрупулёзно создавать механические части подвески, а все это требовало достаточных затрат трудовых сил. В итоге случилось так, что та подвеска, которая на чертежах должна была стать более простой, в реальности оказалась бы куда дороже и сложней в изготовлении.

Двигатель

 Немецкий супертяжёлый танк E-100 – это мечта инженеров Третьего Рейха создать более эффективного соперника Маусу, который разработал известный Фердинанд Порше.-8

Немецкие инженеры планировали поставить Maybach HL234, который бы позволял танку развивать скорость до 40 км/час, однако, производство данного двигателя не было налажено вплоть до конца войны, и во время испытаний использовался относительно слабый (для такого танка) двигатель Maybach HL230, мощность которого составляла 700 л.с, и именно поэтому на полигоне танк развил скорость в 20 км/час, а проходимость его была просто ужасная.

Итоги

Несмотря на то что танк Е-100 мог быть стать очень перспективной моделью, не было произведено ни одного экземпляра.

Но, стоит учитывать тот факт, что сверхтяжёлые танки того времени представляли из себя скорее отличную мишень для всего, и если наземные ПТО против них были бессильны, за счёт мощной брони, то авиации она особенно не мешала. В общем этот танк остался одним из проектов немецкого сверхоружия, про которое заявлял Гитлер своим генералам в самые сложные моменты истории Третьего Рейха.

И, даже если танк смог бы выйти в производство, он бы максимум замедлил крах германского государства, потому что стратегическое преимущество всецело было на стороне антигитлеровской коалиции.