Найти тему
10 кадров

Пока открыт затвор.


Статья о монокле или почему у меня фотки такие нерезкие.

Мы в большей части привыкли к документальной фотографии. К фотографии, на которой запечатлено наше окружение, наша жизнь, реальные события. Как правило, это фотография очень четкая, цветная. Такие фотографии хранятся в домашних фотоальбомах. И иногда, просматривая эти карточки, мы памятью переносимся в те события: "а помнишь, это когда..., а вот где это, я не узнаю...".
Этим я хочу сказать, что такая фотография - это мгновение, всего лишь один момент из жизни. Снимок времени.

-2

В отличии от привычной нам фотографии, снимок с монокля КАЖЕТСЯ размытым и нерезким. Причина этого - в конструкции монокля. Монокль - это простейший объектив, состоящий всего из одной линзы: вогнуто-выпуклого мениска.
Линза эта имеет характерные оптические недостатки: хроматические аберации, сферические аберрации и дисторсию. В обычных (привычных) объективах эти недостатки устраняются применением многолинзовых систем и других конструктивных особенностей.
Фотограф, использующий
монокль, эти недостатки обращает в достоинства.
Причиной КАЖУЩЕЙСЯ нерезкости фотографий с монокля являются сферические аберации объектива. Они проявляются в том, что светлые объекты начинают "светится", появляется светлая кайма. Особенно это видно на темном фоне. Это приводит к снижению контрастности изображения, что в результате и вызывает ощущение нерезкости. На самом деле, если приглядеться, то зритель увидит, что на такой фотографии, если автором было задумано сделать ее резкой, можно разглядеть веточки, листочки, а контуры предметов будут иметь четкую границу. На фотографии будет присутствовать контурная резкость при очень низкой контрастности. Это одна из основных особенность фотографии с монокля. Рассматривать такую фотографию лучше всего на изображении большого формата, в идеальном случае в виде отпечатка.

-3

Второй особенностью монокля является как раз способность монокля придавать контурам предметов некий ореол свечения. Этот эффект добавляет на фотографию некую дымку, воздух, как говорят фотографы. Само пространство на фотографии, сделанной этим простым объективом, получает объем, становится зрительно осязаемым. Фотография получается объемной, пространственной. Особенно интересными получаются фотографии, снятые во время тумана или дождя.
Монокль можно применять во многих жанрах фотографии: пейзаж, уличная фотография, спортивные репортажи, бытовые сцены. Но больше всего монокль замечателен при съемке портретов.

-4

Портрет в принципе один из самых сложных жанров в фотографии. Не просто получить снимок, но изобразить человека правдиво, показать не только его внешние черты, но и отобразить его характер, внутренний мир, его чувства и настроение есть сложная задача для фотографа. В чем же проявляются особенности монокля при портретной съемке? Рисунок монокля получается мягким. Из-за этого монокль еще часто называют мягкорисующей оптикой. Монокль смягчает, сглаживает черты лица, придавая лицу портретируемого особую одухотворенность, в тоже время, убирая лишние детали, такие как морщины, неровности кожи, монокль выявляет именно те особенности лица, которые отвечают в портрете за характер, эмоциональность. Давая таким образом зрителю возможность увидеть человека более свободно, открыто.

-5

Кстати, я заметил, что портреты моноклем детей не дают такого эффекта, как портреты взрослых. Очевидно, дело тут в возрасте. Дети еще не накопили тот пласт опыта, что взрослые, и их лица непосредственны и светлы сами по себе.

-6

Очень выгодно получаются портреты моноклем людей в возрасте. Исчезают морщины, человек как будто сбрасывает десяток другой лет, молодеет, и истинный возраст выдает только взгляд.
Еще одной особенностью портретов моноклем является эффект переноса во времени. Я писал в начале, что мы привыкли к фотографии, которая запечатлевает момент времени, всего лишь миг. Совсем другое дело с моноклем.
Монокль как будто стирает время с фотографии. Человек на портрете, снятом моноклем, уже не ассоциируется с конкретным моментом его жизни. Время уже не имеет значения, и на портрете оно может быть сколько угодно долгим. Как минимум, пока зритель СМОТРИТ на портрет - время портретируемого не замирает в одном мгновении. Портрет оживает, и кажется, будто тот человек на фотографии продолжает жить своей жизнью. Его время не останавливается и продолжает идти своим потоком.


То же самое можно сказать и про фотографии других жанров. Пейзажи оживают, зритель начинает чувствовать, как ветер колышет листья на деревьях и ласкает траву. Или как солнечный луч отскакивает от белого снега. Считается, что такой эффект невозможным получить с помощью фотошопа. На самом деле возможно конечно, но труда надо приложить много больше, чем просто нажать кнопку на фотоаппарате.


Я не просто так написал про чувства, ощущения зрителя. Рассматривая фотографию мгновенную, зритель воспринимает изображение глазами, получает, прежде всего, визуальные ощущения. Фотография с монокля воспринимается сначала на уровне чувств, эмоций, и лишь затем воспринимается как изображение. Поэтому, при просмотре таких фотографий, необходимо отключать зрительные нервы, а полагаться только на свои чувства, настроится на гармонию с миром и самим собой. Попробуйте открыть фотографию на большом экране, удобно усесться, расслабится и попробовать не просто смотреть на изображение, но попробовать его прочувствовать. Уверен, Вы обязательно найдете в своей душе отклик, какие-то ассоциации с изображением. Ведь главное в фотографии с монокля не место и время съемки, они совершенно не имеют значения, это не документальное фото. Эта фотография существует вне пространства и времени. А значит, смело подключайте свою фантазию.


Обычно я перевожу фотографии с монокля в черно-белое изображение. Во-первых, это позволяет избавиться от хроматических аберраций. Во-вторых, черно-белая фотография имеет свойство отсекать из изображения много лишнего, оставляя зрителю лишь то, на что хотел сделать акцент автор.


При всех своих преимуществах не надо забывать, что
монокль, это всего лишь объектив, техническое средство достижения художественного замысла автора. Имея монокль и переводя фотографии в черно-белое, Вы не получите шедевр, просто направляя фотоаппарат и нажимая кнопку. Только лишь фотохудожник должен решать, что он хочет изобразить. Первично только Ваше воображение.