Оригинал статьи размещён на нашем паблике "Щеглы" в ВК
Автор: Ирина Анпилогова
Клише можно найти в любой литературе, но особенно много их в подростковой. Некоторые идеи прокручивают вновь и вновь. Многим читателям опостылели клише, но они делают вид, что не замечают их.
Другие же сразу закрывают книгу. А с издателями всё гораздо хуже, у них клише вызывает blue water. Что же делать, чтобы ваш роман не потерпел катастрофу?
Для начала узнаем значение этого слова.
Клише – это установленная традицией, застывшая форма (мотив, тема, словосочетание).
Сегодня поговорим о самых распространённых штампах в подростковой литературе. Предупреждён – значит, вооружён, а это уже статья.
Их знание поможет избежать ошибок в творчестве и сделать что-то по-настоящему новое.
ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК
Какую бы историю, где есть отношения, вы ни взяли, чаще всего там будет треугольник. Почему же многим читателям это надоело? Да потому что, как правило, весьма предсказуемо, с кем останется главная героиня. Хотите всё равно использовать это клише? Тогда сделайте его необычным. Например, чтобы читатель понятия не имел, с кем останется ГГ. И не выберет ли неожиданно кого-нибудь третьего?
ЛЮБОВЬ С ПЕРВОГО ВЗГЛЯДА
Девушка увидела парня, или парень девушку. А может, их взгляды пересеклись одновременно. Но факт в том, что с первого взгляда они влюбились. Страсть, преданность и бабочки в животе (это, кстати, тоже клише).
КРАСАВИЦА ЛИ?
Главная героиня уверена в том, что она просто серая мышь, хотя на самом деле её хоть сейчас в финалистки конкурса красоты. Но когда первый красавец на селе влюбляется в неё с первого взгляда (про это смотрите выше). То наша никакашка внезапно обнаруживает, что она всё-таки недурна собой, после чего расцветает.
КРАСАВЕЦ ЛИ?
Конечно! Он идеален во всех пропорциях, плоскостях и временном континууме. Героиня просто не может влюбиться в парня с дефектами. А для любовного треугольника подойдёт любой второсортный парень.
ХМУРЫЙ КРАСАВЕЦ
Почти то же самое, что и описанный персонаж выше. Высокий красивый брюнет, супер–пупер модель. Но он не жаждет общения с главной героиней, потому что упивается своей холодностью и напыщенным цинизмом. А она же тайно по нему вздыхает, потому что её необъяснимо тянет к его раздражённой задумчивости.
ЧЕЛОВЕК-УДОД
Внезапно главный герой обнаруживает у себя откуда-то свалившееся счастье в виде супер-способности. Никаких усилий обычно для этого он не прилагает. Вот такой подарочек судьбы!
РОДИТЕЛИ – МЕРТВЫЕ ИРОДЫ
Убить родителей ГГ? Обязательно! А если всё-таки в живых оставить? Тогда пусть они будут злыми, непонимающими и вообще буками. А если подросток останется с опекунами или приёмными родителями? Значит, сделать их крайне жестокими людьми.
Интересно, а в литературе для подростков часто встречаются нормальные семьи?
СЛЕДУЙ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ
Если миру угрожает очередная опасность, то только наш избранный герой может победить зло и спасти человечество. Притом это будет древнее пророчество, высеченное на камне в Свазиленде.
И ПО ЗАВЕРШЕНИЮ – ПРОЛОГ
В прологе нас пытаются заинтересовать историей. Хорошо! Чаще всего мы видим какую-нибудь таинственную сцену, сон или видение. Но как оказывается позже, этот момент почти не важен для сюжета. Главное ведь прологом заинтриговать читателя, чтобы он стал читать историю полностью (ну или до того момента, пока не надоест)!
На самом деле все истории были переписаны до нас множество раз, превратившись в клише, и кажется, что создать нечто своё – очень трудно. Я вовсе не призываю полностью отказываться от клише. Только со знанием дела можно использовать их не во вред роману, а во благо.
Если вы всё-таки решились использовать штампы, то тогда проявите всю свою креативность, чтобы изменить, переделать и преобразовать установленные формы в нечто новое.
Какие клише вы используете у себя в произведении? Какие установленные формы сюжетов ещё можете вспомнить?
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К НАШЕМУ ПАБЛИКУ "ЩЕГЛЫ" В "ВКОНТАКТЕ"