Найти в Дзене

Аэропорт, который обслуживает 7 человек в день

Открытие аэропорта Mattala Rajapaksa International в марте 2013 года
Открытие аэропорта Mattala Rajapaksa International в марте 2013 года

Толпа в аэропорту, - кажется нет ничего хуже в путешествии. Семьи с детьми, колясками и огромными чемоданами, горнолыжники и сноубордисты с огромными баулами, сбивающие всех с ног нескончаемые группы китайских туристов…

А представляете, в мире есть аэропорт, который обслуживает всего семь человек в день. И это не деревянный сарай, а современный международный аэропорт, построенный всего пять лет назад, с телетрапами для пассажиров, со взлетно-посадочной полосой, на которую могут сесть и Airbus A380, и Boeing-747-8 Intercontinental (два крупнейших на сегодняшний день пассажирских лайнера).

Расскажу вам про Mattala Rajapaksa International Airport на Шри-Ланке (сокращенно MRIA).

Макет аэропорта Mattala Rajapaksa International Airport
Макет аэропорта Mattala Rajapaksa International Airport
-3

Аэропорт Маттала Раджапакса был построен в 2013 году по приказу тогдашнего президента Шри-Ланки Махинды Раджапаксы и обошелся примерно в 209 млн долларов. Впрочем, ланкийское правительство потратилось не сильно, почти всю стоимость строительства аэропорта (190 млн долларов) оплатили китайские инвесторы. Естественно, деньги дали в кредит.

MRIA – второй международный аэропорт на Шри-Ланке после аэропорта Бандаранаике в Коломбо. Нужен он был стране или нет – можно долго спорить. Но строительство началось исключительно по распоряжению президента.

Воздушная гавань расположена на юге страны в районе Хамбантота, родной деревни главы государства. Он хотел оживить туристическую структуру этого региона, тем более рядом расположены одни из лучших пляжей страны, а также национальный парк Яла. Здесь во время джип-сафари можно встретить диких слонов, леопардов, буйволов и пятнистых оленей. Здесь обитают более 44 видов млекопитающихся, включая, например, цейлонского слона. Кроме того, тут самая высокая плотность популяции леопардов в мире.

Строительство продолжалось пять лет. Аэропорт с большой помпой открыли в марте 2013 года. Президент Раджапакса в окружении министров прилетел в новую воздушную гавань на огромном Airbus A340 авиакомпании SriLankan Airlines. Этот же перевозчик осуществил и первый коммерческий рейс в MRIA – из Дубая. Затем в аэропорт прибыл рейс Airarabia из Шарджи, потом flydubai из Дубая.

Президент Махинда Раджапакса во время открытия аэропорта в 2013 году. Фото: Times of India
Президент Махинда Раджапакса во время открытия аэропорта в 2013 году. Фото: Times of India

Министры поздравляли президента и друг друга с окончанием строительства, боссы авиакомпаний строили планы на будущее.

В 2015 году под давлением оппозиции президент Махинда Раджапакса вынужден был подать в отставку. И начался закат аэропорта. Первой о бегстве из MRIA заявили боссы SriLankan Airlines, дескать, аэропорт им нафиг не нужен, наоборот, только мешает развиваться в основном хабе в Коломбо, распыляя ресурсы на второй аэропорт. Вслед из аэропорта из-за полного отсутствия спроса начали сворачивать рейсы и иностранные перевозчики.

Фото: Facеbook.com/AviationVoice
Фото: Facеbook.com/AviationVoice

Аэропорт опустел. Здание, площадью в 12 тысяч кв. метров, рассчитанное на обслуживание миллиона пассажиров в год, оказалось никому не нужным. Чтобы хоть как-то выжить и возвращать долг китайцам (около 17 млн долларов в год), дирекция воздушной гавани начала заниматься непрофильной деятельностью: один из ангаров превратили в склад для хранение риса, летное поле сдали в аренду под списанные самолеты. И даже ввели для туристов плату за вход в терминал: желающих посмотреть на национальный ланкийский позор оказалось очень много. Самое интересное, что непрофильная деятельность аэропорта приносит ему больше денег, чем, собственно, обслуживание рейсов.

Вход в аэропорт. Фото: ft.lk
Вход в аэропорт. Фото: ft.lk

Уже после строительства обнаружилась другая проблема. Рядом с аэропортом национальный парк с дикими животными. И они плевать хотели на все проекты политиков – слоны, леопарды и другие животные продолжили ходить по тем тропам, по которым ходили тысячи лет. В итоге слоны, например, выходят на широченное шоссе, которые построили к аэропорту. Их нередко видят рядом с терминалом и взлетной полосой. Властям даже пришлось мобилизовать 300 солдат и полицейских для отпугивания животных от аэропорта.

Кстати, защитники природы с самого начала критиковали проект, так как для его строительства пришлось прогнать с привычных мест обитания более 200 слонов и вырубить почти 800 гектаров леса.

Но если слонов напугать и отогнать можно, то с птицами проблема. С марта 2013 года по январь 2014 года в MRIA зафиксировано три серьезных инцидента столкновения взлетающих самолетов с птицами. В первом случае был поврежден фюзеляж, во втором – треснуло стекло кабины пилота, в третьем случае – погиб павлин, с которым столкнулся Boeing-737 авиакомпании flydubai.

Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport
Фото: en.wikipedia.org/wiki/Mattala_Rajapaksa_International_Airport

Сейчас, если верить сайту аэропорта, туда летают две авиакомпании – местная Sriwijaya Air и flydubai. Да и то не каждый день. В 2016 году аэропорт обслужил 4772 пассажира за год. Сейчас и того меньше. В среднем, воздушная гавань обслуживает семь человек к день.

Но при этом в самом аэропорту все работает – обмен валюты, кафе, стойки регистрации, работают уборщики. Есть даже бесплатный wi-fi. Все как в нормальном аэропорту. Нет только пассажиров.

Вот как описывала в прошлом году прилет своего отца в MRIA одна из иностранок, которая сейчас живет на Шри-Ланке:

«А еще здесь рады каждому пассажиру. Мой отец прилетел на рейсе один. Самолет останавливался в Коломбо, где выгрузились все, а потом полетел дальше в Матталу. Отец даже пересел в бизнес класс, т.к. самолет был полностью пустой. Встречал его весь персонал аэропорта. Все кланялись и улыбались, как будто прилетел человек виайпи))»

Подписывайтесь на мой канал в Телеграм @ideas4trips