Любая практика отличается от теории. Что же говорить о психологической практике? Живое общение с ребенком - это ситуация, которую трудно «выучить» заранее. Ребенок в больнице отличается от ребенка, который пришел сам или вместе с родителями.
Обычно, консультация ребенка и его семьи занимает несколько сессий. Есть время познакомиться с ребенком и его близкими, провести диагностику его эмоционально-волевой сферы, подумать над результатами, побеседовать с родителями в спокойной атмосфере. Родители и сам маленький пациент приходят из дому и возвращаются домой - в привычную среду, чаще всего, ассоциированную с защитой, уютом и комфортом.
Работа психолога с семьей и ребенком (за исключением крайних случаев) происходит на фоне привычного ритма жизни: после посещения психолога семья совершит прогулку до дома, папа откроет дверь, и они вместе зайдут в квартиру. Затем будет умывание, ужин, уроки… Если ребенок устанет, то легко переключится на восстанавливающую деятельность, например, прогулку с домашней собакой или общение с братьями и сестрами. Загрустив, он может рассказать об этом маме или брату, уйти в свою комнату, поиграть в свою игру и заснуть на своей кровати. Миропорядок, как представление ребенка о взаимосвязи внешних событий и его внутреннего настроения, остаются в общем неизменными. Конечно, они могут меняться, развиваться - но остаются в рамках традиций семейной жизни. Этот факт помогает сохранить спокойствие во время работы с психологом, и придает ребенку и взрослым уверенность в том, что все действительно будет хорошо.
Больница - это особенная среда, в которой привычные подходы и методы не совсем работоспособны в силу указанных особенностей. Чтобы сделать адекватный «больничной» действительности выбор в плане приоритетов и методов работы психолога в больнице, сформулированы несколько ключевых тем школы психологической практики:
1. Среда-пациент: каковы внешние и внутренние факторы, определяющие состояние психики ребенка во время лечения в больнице?
2. Пациент-травма: каковы «взаимоотношения» психики ребенка с полученной травмой во время нахождения в больнице?
3. Психолог-пациент: чем психолог может помочь ребенку, который находится под воздействием выявленных факторов?
4. Психолог-метод: какими средствами психолог может диагностировать, и каким «инструментом» оказывать помощь пациенту?