Боитесь вы летать или нет, уже совершили много перелетов или только готовитесь к первому, самому волнующему, в любом случае, в этой статье я постарался коротко написать интересные факты о пассажирских перелётах. Некоторые из них просто интересны, а некоторые полезны.
1. Топливные баки у самолетов находятся в крыльях.
Тут писать особо не о чем. Ну больше некуда было их запихнуть.
2. Воздух в салон самолета поступает из двигателей.
Воздух за бортом очень холодный: около -60 градусов Цельсия, а кислород настолько разрежен, что вдыхая такой воздух можно потерять сознание менее чем за минуту. Поэтому конструкторам самолетостроения пришлось решить задачу, как нагревать воздух и концентрировать его для подачи в салон. Турбины с такой интенсивностью закачивают воздух, что его хватает и для работы двигателя, и для подачи в салон. Поэтому, если загорится двигатель, в салоне будет задымление и запах гари.
3. Горючего заливают ровно столько, сколько требуется на расстояние перелета.
Чем легче самолет, тем меньше топлива он расходует в полете. А он и так не хило горючку поглощает. Ну доливают там чего-то, чтобы в экстренных случаях можно было до другого аэропорта долететь. А еще, пустой бак уменьшает вероятность взрыва при посадке. Так что знайте, что когда самолет совершает посадку в пункте назначения, его баки с горючим почти пусты.
4. Пледы, которые раздают в самолете, не стирают.
Это же вам не отель и не гостиница. Тут не за чистотой пледов нужно следить, а за тем, чтобы самолет не простаивал, чтобы доход компании приносил. Бывает на пледах волосы чужие остаются. В общем, не беру я пледы в самолетах, и так не холодно.
5. Как бы чисто ни выглядел пол, в самолетах его не пылесосят.
В этом можно убедится, пройдясь босиком по коридору, чего вам делать не советую. Конечно, не грязища, но крошечки чувствуются. А на вид даже и не скажешь.
6. Может ли лететь самолет на одном двигателе.
Судя по фотке - может.
Но нагрузка на оставшийся работающий двигатель вырастет в разы. Соответственно, и потребление горючего тоже увеличится. А так, есть живые примеры, когда самолет удачно приземлялся с одним работающем двигателем.
7. Для чего нужны винглеты (загнутые кончики у крыльев).
Это элементарная физика. При полете плотность набегающего потока воздуха под крылом больше, чем над крылом. Благодаря чему самолет и не падает. Но вот на кончиках крыльев эти потоки сливаются и образуются завихрения из-за разности давлений набегающих потоков под и над крыльями. Эти завихрения тормозят самолет. Винглеты позволяют уменьшить разность давлений под крылом и над крылом, за счет чего завихрение воздуха уменьшится, уменьшится тормозящая сила, а следовательно и расход топлива. Сроду не подумаешь, что у крыльев загнутые кончики для экономии топлива.
8. Для чего гасят свет в салоне и просят открыть иллюминаторы при взлете и посадке в темное время.
Тут практических причин несколько. Во первых, глаза привыкают к темноте, и пассажирам будет проще ориентироваться при экстренной эвакуации. Во вторых, экипажу проще следить за обстановкой за бортом, чтобы в случае чего вовремя сообщить командиру.
9. Куда деётся все, что смывается в туалете самолета.
В А-320 отходы поступают в специальный бак на 170 литров. В баке непотребство хранится весь полет. Из унитаза в бак хранения отбросы удаляются с помощью вакуума. То есть они просто засасываются в бак. Нет уверенности, что возможно присосаться к унитазу, но экспериментировать не советую, потому что в теории это вполне вероятно. После приземления бак чистят.
Бак Ту-154 оснащен фильтром, задерживающим крупные частица. Остальное используется для смыва, то есть циркулирует по трубам, как техническая жидкость. В течении полета концентрация нечисти в воде постоянно увеличивается. Что бы данная субстанция не зловонила на весь салон, в нее добавляют химические вещества, а точнее маленькие мешочки с ними, которые кидают прямо в унитаз.
Запах и принцип действия веществ такой же как и в биотуалетах. Boeing-737 Classic ничем не отличается, и фекалии беспощадно гоняются по кругу в течении всего полета. Старую жидкость надо удалять а новую заправлять перед каждым взлетом, что и делается в обязательном порядке.
Во всей этой системе есть проблема — человеческий фактор. Кто-то может уронить крупную вещицу в унитаз и тогда у техников возникает серьезная задача. Если это косметичка или крышка чайника, то самолет может быть выведен из строя на длительный срок! Здесь не та сантехника, с которой можно разобраться за несколько минут. К трубам в самолете очень сложно подобраться. Если роняют случайно — это понятно, с кем не бывает, но когда туда засовывают подгузник или тампон… Эти вещи набухают до огромных размеров и уничтожают всю систему. Все это достают оттуда люди своими руками, поэтому я прошу Вас, пользуйтесь мусорками.
10. Самое безопасное место в самолете.
Якобы, безопаснее всего лететь в хвостовой части. Но мне больше нравится лететь в передней части самолета. Там и трясет меньше и шум от двигателей глуше.
11. У томатного сока меняется вкус во время полета.
Когда самолет поднимается на крейсерскую высоту , томатный сок показывает себя совершенно с другой стороны. Вкус сока меняется, он становится более кислотным и минеральным, и хорошо освежает.
Вот почему так происходит: на высоте 7 - 10 тыс. метров, давление в салоне самолета держится на уровне атмосферы одной мили над уровнем моря.
Из-за такого низкого давления происходят следующие процессы: наша кровь получает меньше кислорода и обонятельные и вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными.
Из-за низкого давления обезвоживается слизистая оболочка носа и он становится не так чувствителен к запахам. Т.е. мы перестаем улавливать их часть.
Большинство авиакомпаний держат влажность в салоне на уровне 10-15 процентов. Из-за этого слизистая рта и носа обезвоживается еще больше, что пагубно влияет на вкус пищи.
Сладкое становится не таким сладким, соленая пища – менее соленой, вкус трав и специй приглушается.
Кстати, одна из специй, что не меняет своего вкуса на высоте – карри.
Таким образом, почти вся еда на высоте имеет более пресный и мягкий вкус, чем на земле.
Но томатный сок реально вкусней, если пить его в полете в салоне самолета с солью и перцем. Именно томатный сок с солью заставляет работать «отказавшие» вкусовые рецепторы. Если перед едой выпить томатного сока с солью — пища на борту уже не будет такой пресной.
А вообще, я заметил, что не только вкус у томатного сока меняется в полете, но еще и вкусовые предпочтения могут поменяться.
12. Черный ящик.
Многие люди не в курсе, как выглядит черный ящик самолета. Правильное его название —бортовой самописец, изготавливают устройство шарообразной или цилиндрической формы и окрашивают в яркий цвет, красный или оранжевый. Округлая форма самописца изготавливается для его лучшего противодействия внешней силе, а яркий цвет поможет быстрее разыскать ящик.
13. Если потеряли багаж!
Ничего страшного в этом нет. Практически во всех случаях багаж находят и возвращают, тем более за потерянный багаж отвечает авиакомпания. Сам с этим сталкивался. Были одинаковые сумки и я взял чужую, соответственно, другой человек взял мою. Было сюрпризом, когда я открыл ее. С помощью службы аэропорта, которая отвечает за возвращение потерянного багажа, сумками удалось обменяться через 45 минут. Это было в апреле 2017 г. в Симферополе.
Что следует предпринять при потере багажа. Во первых, есть стойка Lost&Found, куда следует обратиться. Во вторых, обратитесь к любому сотруднику аэропорта, он вам всё подскажет. И мой вам совет: всегда читайте стикеры на вашем багаже, когда его получаете, чтобы найти на нем свою фамилию, и сохраняйте дублирующий стикер на багаж, который вам выдают при его приёме, до приезда домой. В аэропорту не всегда удобно открыть багаж, он может быть замотан в пленку. Вдруг вы дома откроете багаж, а он окажется не вашим.
14. Турбулентность никогда не приводила к авиакатастрофам
В действительности самолеты созданы таким образом, чтобы выдерживать невероятные объемы нагрузки. Конструкция самолета имеет огромный запас прочности, который не будет превышен даже при крайне сильной турбулентности. Например, чтобы согнуть крыло самолета хотя бы немного, потребуется столько турбулентности, сколько не испытывает ни один пилот за всю свою карьеру. Крылья спроектированы таким образом, чтобы они могли выдержать в полтора раза больше нагрузки, чем та, которую они испытывают при обычном полете. Это значит, что в ходе тестирования самолета крылья сгибаются вплоть до девяноста градусов, так как в процессе полета вполне естественно, что они будут сгибаться под действием определенных сил, и более жесткое крыло могло бы сломаться в полете. На самом деле, даже небоскребы создаются подобным образом – они могут немного покачиваться, иначе они бы очень легко могли «сломаться».
15. Молния попадает в самолет, в среднем, раз в сутки.
Но на современных самолетах расположен громоотвод и молния не способна нанести ему урон.
Как правило, молния бьет в кончик крыла или в нос самолета, проходит по корпусу и выходит из другой точки, например, через хвост.
В результате ударов повреждения обычно получает лишь обшивка лайнера. Изредка из-за разряда страдают электрические системы самолетов, однако, как правило, повреждения незначительны. Вообще же все приборы на самолетах экранированы.
16. Перед самым прикосновением с землей самолет задирает нос.
Это делается для того, чтобы коснуться земли колесами, которые находятся в зоне крыльев. Эти шасси усилены. Функция переднего колеса - рулежка. Мастерство пилотов - не только мягко приземлиться на "задние" колеса, но и не коснуться хвостовой частью фюзеляжа посадочной полосы.
17. Если снять обувь во время полета, будет приятнее лететь.
Многие во время полетов снимают обувь, одевают носки и летят разувшимися. Встречал людей, которые даже в туалет ходят в носках. Лететь без обуви приятнее, так как это дает чувство свободы. Мой вам совет, не снимайте обувь до взлета, минут 20 после взлета и не забудьте обуться за час до посадки.
18. Посадка - это контролируемое падение.
На посадку тратится около 45 минут, сам засекал. Но эти минуты проходят быстрее, чем при ровном полете. При посадке мы испытываем перегрузки, а точнее наоборот невесомость, и посадка, все-таки, самый волнительный этап, ведь скоро будет касание с землей, и ты думаешь: "Только бы удачно сели, только бы удачно сели!"
Можно было еще много интересного написать, но и так объемно получилось.
Не бойтесь летать!
Приятных вам полетов и мягких посадок!