В управлении трактором есть масса отличий от управления машиной: в любой момент можно включить любую передачу. Например, 9 скоростей, плюс есть пониженные и повышенные передачи. С места трогаться можно на любой, даже на 9. Трактор почти как танк. Наличие дороги для него не является необходимостью. В то время трактор в равнении с советским автопромом был оснащён гидроусилителем руля, причём работал он весьма забавно – если начать крутить руль нажав педаль газа в пол, руль, буквально вырываясь из рук доворачивал до упора самостоятельно. Плавное выжимание и отпускание сцепления на процесс движения влияло, только силой толчка, который ты ощущал, при этом он не глох абсолютно, что упрощало процесс обучения. Максимальная скорость трактора 40 км/ч. Мало? Учитывая особенности работы гидроусилителя — это много. На такой скорости при нажатии педали газа рулить не успеваешь – так и несёшься зигзагами. Если трактор без стартера, запуск двигателя тот ещё геморрой. Процесс обучения проходил успешнее, чем на машине. Во всяком случае, каких-то прям неприятных случаев я не помню. Разве только один. Когда дед доверил мне «дернуть пускач». Для запуска дизеля есть маленький одноцилиндровый двигатель, запускающийся мускульной силой, путём наматывания кожаного, или синтетического шнура на шкив и резкого дёрганья. При этом надо предварительно сделать массу манипуляций. В кабине выставить обороты дизелю, проверить, что выключена скорость. На самом пускаче, открыть топливный кран, «подсосать» в пускач бензин, отключить муфту от дизеля.
Пускач стоит снаружи и всё это делаешь стоя рядом с трактором. Вредные пускачи, запускаются не с первого раза. После запуска дико громко тарахтят, пуская сизый густой дым. Запустились, переключаем муфту на дизель, дизель начинает работать, окутывая всю округу ещё более густым, белым дымом, как только дым стал чёрным – дизель работает стабильно. Можно глушить пускач. Если выставил недостаточные обороты – дизель не заведётся, надо лезть в кабину, добавлять. Если не выключил скорость, трактор начинает самовольное движение. При этом надо его догнать и на ходу заскочит в кабину. Дед раз так соседям забор весь повалил. Валил конечно не дед, а трактор. В общем процесс занятный, требующий большой физической силы, не то что ключ в замке зажигания повернул или кнопку старт нажал и готово. Настал момент моего дебюта. Я сам намотал шнур (как звал его дед – бич) на шкиф, а делал я это регулярно. Шнур на конце был завязан узлом, для которого в шкифе имелась специальная выемка. Дед всё проверил и предложил мне дернуть. Только говорит сильнее. Я ведь знал, что после запуска шкиф сильно вращается. Опыта не хватило, шнур до конца не размотался, пускач не запустился, но коленвал провернулся, дернув меня сильно в обратную сторону. По ощущению показалось, что руку вот-вот оторвёт. Плечо дико болело. Долго я потом не просил повторить попытку. Но в итоге запуск я освоил. Работа на тракторе требует постоянной смены прицепного и навесного оборудования. Практики в маневрировании было предостаточно. Дед очень доходчиво объяснял, что к чему, наглядно демонстрируя как теория работает на практике. Я хватал всё на лету и готов был часами тренироваться. Дед был только за, так как я сильно облегчал ему жизнь.
Лет в 13 я уже мог задним ходом заехать на тракторе с телегой, прицепленной не на жёсткой сцепке в любой закуток. При навесе косилки я сидел за рулём, дед возился с узлами. Общались мы жестами. Иногда, мне казалось, что понимали мы друг друга с полувзгляда. И хоть за рулём трактора я не сидел уже давно, но школу деда вспоминаю регулярно – за рулём машины, да даже при катании на велосипеде или когда катишь ручную тележку. Дед настолько заложил в меня навыки построения траектории движения, что они помогают и облегчают жизнь, например, при парковках в тесных дворах траектория вырисовывается в голове автоматически, руки и ноги работают сами. СПАСИБО ДЕДУ!!!