Танк А-40 представляет собой гибрид бронетехники и планера, по задумке конструкторов этого танка он должен был доставляться в тыл врага и оказывать поддержку партизанам. Идеи летающих танков предлагались в СССР давно, однако этот образец впервые был выполнен в металле и даже проходил лётные испытания, но не смотря на успех испытаний танк не пошёл в массовое производство, как создавалось это чудо инженерии мы разберёмся ниже
Первые прототипы
До А-40 уже предпринимались попытки создать "летающий танк", для этих целей использовался известный тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. В то время под фюзеляж ТБ-3 просто подвешивали различную бронетехнику, тогда это были такие лёгкие танки как Т-37А и танкетка Т-27, испытания техники были признаны успешными, однако начинать производство этих машин никто не спешил. После начала Великой Отечественной войны тема вновь стала актуальна, так как партизанам сражающимся в тылу врага была необходима поддержка тяжёлой техники. Поэтому с собственной инициативой создания подобного танка выступил великий авиаконструктор О.К. Антонов, по его задумке на лёгкий танк Т-60 устанавливалась пара крыльев, затем крылатый танк устанавливали под ТБ-3, который выполнял роль самолёта-носителя, далее во время полёта производилась расстыковка и танк сам планировал в нужное ему место, после приземления крылья сбрасывались, и танк был готов к бою.
Испытания
Перед началом испытаний выяснилось, что Т-60 слишком тяжёлый для подъёма в воздух, поэтому было решено снять с танка башню и вооружение и заправить всего 100 литров топлива, но даже так техника весила слишком много, масса всей конструкции составила 7800 килограмм. Однако летом 1942 года испытания всё-таки состоялись, буксировал танк ранее упоминаемый ТБ-3. Сначала было сделано несколько пробных пробежек, целью которых была проверка шасси, затем планер стали постепенно поднимать воздух, на высоту до 4 метров, чтобы проверить системы управления крыльями, коротая работала за счёт тросов, протянутых от планера в кабину танка. Когда стало понятно, что А-40 уверенно держится в воздухе, решено было провести полные испытания и поднять его на расчётную высоту.
Однако здесь начались проблемы, у бомбардировщика неожиданно стали перегреваться двигатели, которые уже не могли тянуть за собой очень тяжёлый танк, в результате пилот ТБ-3 вынужден был произвести расстыковку с А-40, чтобы не произошла авария. Танк вынужден был планировать самостоятельно, с чем он успешно справлялся, в итоге лётчик приземлил "летающий танк" на аэродроме Быково. Лётчик приземлился, отсоединил крылья и на танке поехал к командному пункту аэродрома, однако командование не знало о проводимых испытаниях и объявило боевую тревогу, лётчик вынужден был остановить танк и выйти на встречу военным.
Судьба танка
Несмотря на успешные испытания военные отвергли идею "летающего танка", так как не видели необходимости в нём. Также малое количество ТБ-3 не могло оказывать поддержку приземлившемуся танку. Также существовали и другие проекты крылатого танка, А.Н. Рафаэлянц предложил в 1935 году конструкцию самостоятельно летающего танка, на танк предлагалось устанавливать воздушный винт с мотором и моноплан, однако эта идея была отвергнута в самом начале. Несмотря на то что проект А-40 стремительно свернули, он всё же успел поучаствовать в боевых действиях. Так осенью 1941 года в район реки Вязьмы, по воздуху было доставлено несколько Т-37А, для подавления немецкого десанта.
Если понравилась статья, ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал. С похожими статьями можно ознакомиться здесь)