Станции-фантомы- это станции, не обслуживающие пассажиров. По историческим или коммерческим причинам ряд станций Парижского метро не используется и не доступен для пассажиров. Большая часть станций-призраков была закрыта в сентябре 1939 г. после вступления Франции во Вторую мировую войну. Еще две станции были построены, но никогда не вводились в эксплуатацию.
Станции, никогда не вводившиеся в эксплуатацию
Две станции парижского метро были построены, но не введены в эксплуатацию: Порт Молитор/Мюра (Porte Molitor / Murat) и Аксо (Haxo). У них отсутствуют даже выходы наружу. Увидеть их можно только на специальных рейсах.
Порт Молитор (Porte Molitor)
Станция Порт Молитор сооружена на участке, соединяющем линии 9 и 10, так называемый «путь Мюрата» («voie Murat»). Первоначально предполагалось, что станция будет обслуживать стадион Парк де Пренс (Parc des Princes) во время матчей. Однако расчеты показали, что эксплуатация станции будет слишком сложной, поэтому проект был закрыт на середине строительства, из-за чего выходы со станции так и не построили. Железнодорожные пути с тех пор используются в качестве депо для поездов.
Аксо (Haxo)
Станция Аксо находится на одноколейном «пути де Фет» (la voie des Fêtes), соединяющем станции Пляс де Фет (Place des Fêtes) линии 7bis и Порт де Лила (Porte des Lilas) линии 3bis. На некоторых рабочих чертежах она имеет название Порт дю Пре-Сен-Жерве (Porte du Pré-Saint-Gervais).
Проект по соединению 3 и 7 линий (тогда они еще не назывались 3bis и 7bis) между станциями Порт де Лила и Пре Сен-Жерве (Pré Saint-Gervais) был задуман еще в начале ХХ века и поддерживался муниципалитетом, которому принадлежала железнодорожная сеть. Компания железных дорог парижского метро, эксплуатировавшая пути, выступала против проекта из-за его низкой рентабельности. Тем не менее, два одноколейных туннеля — путь де Фет от Place des Fetes к Porte des Lilas с промежуточной станцией Нахо, и «челночный путь» (voie navette) в обратном направлении без промежуточной станции — были сооружены. Однако в эксплуатацию было решено ввести лишь «челночный путь». Поезда ходили по нему с 1921 по 1939, но после войны движение по отрезку было решено не возобновлять, так как к тому времени 11 линия уже соединила Place de Fetes и Porte des Lilas. Правда, в 1952-56г. «челночный путь» стал доступен для пассажиров, хотя и в ограниченном режиме: здесь проходили испытания первого пневматического подвижного состава МР-51 и системы автоматического пилотажа. Нередко пассажирам, особенно детям, даже разрешали сесть в кабину машиниста и «управлять» поездом. Тем не менее, в регулярную коммерческую эксплуатацию отрезок введен не был. Что же касается станции Аксо, то она так никогда и не была введена в эксплуатацию и даже не имеет выходов.
В настоящее время существует проект по слиянию линий 3bis и 7 bis в новую линию, которая соединит станции Шато-Ландо 7 линии (Chateau-Landon) и Гамбетта 3 линии (Gambetta). В этом случае, возможно, станция Аксо будет достроена и откроется для пассажиров.
Станции, закрывшиеся во время Второй мировой войны
В начале Второй мировой войны , в связи с мобилизацией работников метрополитена, по распоряжению правительства значительная часть станций парижского метро была закрыта. Функционировали только 85 станций. После войны большая часть закрытых станций была открыта заново, однако ряд малопосещаемых (и потому нерентабельных) станций либо так и не был открыт, либо введен в эксплуатацию спустя несколько десятилетий.
Порт де Лила — Синема (Porte des Lilas — Cinéma)
Эта станция не используется для перевозок и недоступна для пассажиров. Однако, именно здесь снимают кино и рекламу, отсюда её название Синема. Она находится на окончании пути des Fetes и челночного пути, недалеко от станции Porte des Lilas линии 3 bis.
Сен-Мартен (Saint-Martin)
Линии 8 и 9. Станция была закрыта осенью 1939 г., и хотя она активно использовалась пассажирами в 1930-х, после войны вновь открыта не была из-за близости к станции Страсбург-Сен-Дени (Strasbourg — Saint-Denis) — расстояние всего 100 метров между ближайшими друг к другу выходами.
В 1950-х Автономное управление пассажирского транспорта использовало станцию для демонстрации рекламодателям возможностей рекламных площадей парижского метрополитена. Рекламы того периода сохранились на станции .
В 1990-е станцию облюбовали парижские бездомные. Это вынудило RATP в 1999г. официально объявить станцию Пространством солидарности (Espace Solidarité Insertion) и предоставить в пользование благотворительной организации Армия Спасения.
В марте 2010 г. станцию использовали для рекламы Nissan Qashqai. В октябре 2010 г. в рамках фестиваля Белая ночь студенты Национальной высшей школы декоративных искусств проводили на станции перформанс, который можно было видеть из окон проезжавших поездов.
Красный крест (Croix-Rouge)
Бывшая конечная линии 10. Её можно увидеть, проезжая по перегону между станциями Mabillon и Sevres-Babylon. Название станции не связано с Международным комитетом Красного креста и происходит от названия площади Carrefour de Croix-Rouge, называвшейся так еще 18 веке и в 2005 переименнованной в площадь Мишеля Дебре.
Арсенал (Arsenal)
Линия 5, находится между станциями Bastille и Quai de la Rapée.
Марсово поле (Champ-de-Mars)
Линия 8, между станциями Ла Мотт-Пике — Гренель и École Militaire. Замурована.
Станции, закрытые в течение нескольких десятилетий
Слияние станций
- Станция Мартен Надо (Martin Nadaud) стала частью станции Гамбетта (Gambetta) линии 3, открытой в 1969 г. Изначально станция Мартен Надо находилась в 232 метрах от Гамбетта, однако строительство ветки в Баньоле потребовало строительства новой станции Гамбетта, которая поглотила Мартен Надо. Остатки Мартен Надо служат входом на станцию, выход к путям огорожен пластиковыми ограждениями. Станция Гамбетта линии 3 стала одной из самых длинных в парижском метро, а старая станция Гамбетта является конечной линии 3bis.
Перемещённые станции
Несколько станций были перемещены в связи с продолжением линий метро.
- Станция Порт де Версаль (Porte de Versailles). Остатки старой станции, служившей конечной линии А компании Nord-Sud, можно увидеть в конце современной станции.
- Станция Виктор Гюго (Victor Hugo) линии 2 была перенесена на 100 метров из-за ввода новых подвижных составов: перрон прежней станции имел слишком сильный изгиб, из-за чего расстояние между краями вагонов и перроном оказалось слишком большим.
- Станция Ле Аль (Les Halles) была полностью перенесена на несколько сотен метров в 1977 году для лучшего соединения со станцией RER. От старой станции не осталось ничего.