Автомобиль на рисунке Александра Николаевича Захарова изображен исключительный. Это автомобиль-солдат, наш с вами защитник. Писать про него непросто, потому что приходится делать это сквозь слезы любви, уважения и благодарности, но я буду. Можно бесконечно читать фронтовые истории, изучать характеристики разных модификаций, рассматривать исторические фотографии, его вклад в Победу велик, и охватить, осознать этот вклад за один присест нельзя.
Сегодня я бы хотел рассказать о родословной героя-войны. О том когда и как он появился, кто был его предком. Это не секретные данные и не расследование, тем не менее о некоторых аспектах истории ЗИС-5 знают не все.
AMO-2 и АМО-3
ЗИС-5, производство которого началось в ноябре 1933 года мог бы называться АМО-5, но из-за реконструкции завода АМО и переименовании его в "Завод имени Сталина", машины получили соответствующее наименование. ЗИС-5 - продукт глубокой модернизации АМО-3, произведенной по результатам изучения эксплуатации, выявления слабых мест.
Фотографий АМО-3 сохранилось не очень много, но конструктив очень подробно описан в "За Рулём" №8 за 1932 год. Этот автомобиль внешне очень похож на ЗИС-5, но отличить его просто - красивый хромированный передний бампер экспортной версии, хромированная облицовка радиатора, цельное лобовое стекло. Посмотрим, что пишет о "АМО-3" сам журнал.
Эта машина, известная под маркой "АМО-2" грузопод'емностью 2,5 тонны прелставляла собой частичное видоизменение одной из моделей американской автомобильной фирмы "Автокар".
Фирма "Автокар" не изготовляла на своем заводе полностью всех деталей автомобиля, а получала большинство их в виде уже готовых собранных агрегатов от других специализировавшихся на определенной автоотрасли фирм.
Завод "АМО" последовал вначале примеру фирмы "Автокар", и выпускаемая им машина "АМО-2" собиралась сперва на завое из агрегатов, производимых американскими фирмами.
Агрегаты эти были следующих фирм: двигатель - "Геркулес", сцепление - "Лонг", коробка скоростей - "Браун и Лайп", карданный вал - "Спайсер", рулевое управление - "Росс", передняя ось - "Тимкен", задняя ось - "Тимкен", колеса - "Бэд", рама - "Парши" и гидравлический тормоз - "Локхэд"
Таким образом, завод "АМО" вначале ограничивался лишь сборкой автомобиля из перечисленных агрегатов, производя у себя лишь самое незначительное количество деталей, главным образом, крепежного характера.
С ноября 1931 г., после прекращения выпуска старой модели автомобиля "Ф-15" и крупной реконструкции всего завода, завод приступил к производству машины"АМО-2", полностью своими силами и из советских материалов.
Выпускаемый с этого времени грузовик, почти ничем не отличающийся по конструкции от "АМО-2", но целиком построекнный уже на советском заводе, получил название "АМО-3"
Получается, что родословная нашего героя уходит корнями в США к автомобилю марки "АВТОКАР". Мне было очень любопытно познакомиться с этой американской маркой и автомобилем-прародителем ЗИС-5, который назывался Autocar Dispatch SA.
Autocar Dispatch SA
В 1928 году Советское правительство подписало соглашение о приобретении прав на производство и технической документации на автомобиль Autocar Dispatch. Уже в 1930 году началось прозводство этих автомобилей из американских комплектующих. Родоначальником наших славных ЗИСов стал Dispatch 1929 года (на фото выше).
Весьма любопытен тот факт, что одним из основных конкурентных преимуществ своего нового автомобиля, Autocar считал... красоту! Один из проспектов безапеляционно называет Dispatch самым красивым грузовиком страны. А в другом говорится так: "на одной красоте прибыль не построишь, поэтому мы решили добавить утилитарности..."
Получается, что в прошлой, мирной жизни, наш героический солдат был не только современным, но еще и очень красивым автомобилем!
Серьезным недостатком автомобиля с точки зрения эксплуатации в СССР было невыгодное отношение собственного веса к грузоподъемности: 3 тонны "мертвого" веса на 2,5 тонны грузоподъёмности. Но все противоречия были разрешены в процессе разработки ЗИС-5, и к строительству Коммунизма грузовик шёл уже сильно адаптированным, модернизированным, более мощным, проходимым и надежным красавцем.
Фирма Autocar, кстати, существует и сегодня. Эта компания, известная на внутреннем рынке США, производит грузовики в виде шасси под утилитарные и строительные машины, а также "терминальные трактора" - специализированный портовый транспорт.
О них я обязательно расскажу в другой раз.