Я давно обещала написать про детей, которые вынуждены всю жизнь проводить в коррекционных учреждениях.
Вот о них и пойдёт речь сегодня.
Есть дети, которые по ряду отклонений (физиологических и психических) признаны недееспособными. Их еще называют детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми - инвалидами.
Как правило, от таких детей отказываются ещё в роддоме, но есть и те, кто принял мужественное решение растить "особого" ребёнка.
Многие родители по просшествии времени понимают, что не могут обеспечить полноценный уход и передают детей в коррекционные дома-интернаты.
Самый большой интернат нашего региона для детей такого типа находится в Павловске. Там постоянно проживает около 300 детей. Большинство детей - социальные сироты (т.е. сироты при живых родителях), но есть и семейные. К ним приезжают в гости бабушки, мамы, папы. Иногда дети их узнают, иногда - нет.
Диагнозы тут самые разнообразные: аутизм, детский церебральный паралич, шизофрения, спинномозговая грыжа и другие. Более 600 человек персонала и сразу 3 волонтёрских организации обеспечивают бесперебойную работу этого учреждения.
Некоторые дети не могут ни ходить, ни говорить, ни кушать самостоятельно. Для них при интернатах создаются отделения Милосердия. Они так называются, потому что в этих отделениях просто поддерживают жизнь ребёнка. Атмосфера там очень тяжелая: затхлый запах подгузников и постоянные крики детей из разных комнат. Мне было страшно заглянуть внутрь, я так и стояла минут 15 с трясущимися руками посреди длинного коридора, сжимая руки в кулаки и пытаясь убрать дрожь. Хотелось убежать в ту же секунду, но я совладала с собой и заглянула в одну из палат: 6 кроватей в небольшой комнатке, на каждой лежит ребёнок, тусклый свет и крики, крики, крики с разных сторон. Одна из сестер пеленала ребенка лет 10-11. Он кричал, нет, даже стонал и бился в конвульсиях... такой маленький, худенький, беззащитный.
К горлу подступил ком, нет, даже булыжник и я поспешила на выход, стараясь не думать об увиденном. Но забыть так и не смогла...
Заведующая отделением рассказала, что из развлечений у них - чтение книг, редкие прогулки и просмотр телевизора, но большую часть времени они лежат в палатах.
- А куда дальше? - спросила я.
- Если доживут до 18 лет, то их переведут в психоневрологический интернат, где они и будут ждать окончания жизни. Но обычно, там они долго не живут. В детских отделениях Милосердия за ними ухаживают, а во взрослых - там хуже: не хватает персонала. За всеми не успевают следить.
Дети, которые могут самостоятельно передвигаться, соблюдать простейшие нормы гигиены, питаться и в меру социально-развиты после 18 лет также окажутся в этом психоневрологическом интернате. Шансы прожить дольше у них немного выше, чем у тех, кто находится в отделениях Милосердия. Но им же и сложнее привыкнуть к тому, что больше не будет столько внимания и заботы, как в детском интернате.
В редких случаях (ооочень редких) дети получают шанс на самостоятельную жизнь и признаются дееспособными. Не больше 1-2% от общего числа воспитанников. В 2016 году такой шанс получила всего одна воспитанница - Соня. Суд вынес решение - дееспособна, государство выделило квартиру на окраине города и небольшую пенсию по инвалидности. С тех пор Соня учится жить самостоятельно: изучает правила оплаты коммунальных платежей, хождения в магазин, оплаты покупок, перемещения по городу на инвалидном кресле и параллельно ищет работу. Надо сказать, что во многом этот шанс она получила благодаря волонтерам, которые помогли Соне пройти сложные процедуры и доказать свою вменяемость.
Волонтёр - как много в этом слове. Немногие понимают, что стоит за этими людьми и за их работой.
Об этом и о том, как стать волонтёром в детском доме расскажу в следующий раз.
Напоминаю, что наиболее удобный способ следить за моими публикациями - это подписаться на мой канал в телеграм. Там можно будет напрямую задать мне десятки вопросов, на которые вы еще не нашли ответы - https://t.me/murzilka_stories.