Найти в Дзене
Свете Тихий

ЕВАНГЕЛИЕ О ПОБЕДИТЕЛЕ СМЕРТИ или Светлое Христово Воскресение

Продрогшие собираются вокруг огня; алчущие собираются вокруг трапезы;

измученные долгою ночною тьмой радуются восходу солнца;

изнурённые тягчайшей борьбой ликуют при неожиданной победе.

Радуется небо, радуется земля. Радуется небо, как радуется мать,

питающая своих алчущих чад; радуется земля, как радуются чада,

принимающие пищу из рук своей матери…

Святитель Николай Сербский

СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ

ПАСХА, УСКРС* – наилучший и самый радостный христианский праздник. *(Ускрс и ускрснуће – это формы слов, отражающих народное произношение слов «воскрес» и «воскресение»).

Он выпадает на то счастливое время, когда вся природа пробуждается, солнце после зимнего периода набирает новую силу.

ПАСХА – это знамение Весны. УСКРС – это оживление природы и её пробуждения от зимнего сна. ПАСХА – это праздник, связанный с воскресшим Христом. УСКРС – это часть Христова воскрешения. В этот день «открываются Царские Врата; ибо Иисус, Своим воскресением победил смерть; ибо Иисус открыл нам Врата райской обители…».

Из исторических сведений периода раннего христианства мы узнаём, что христиане начали совершать первые литургии после Пятидесятницы. Первая литургия по форме была схожа с иудейской Пасхой, а также установленное Христом Таинство Евхаристии. Литургия совершалась как Тайная Вечеря – Пасха страданий, связанная с Крестной смертью и Воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником. Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница – день поста и скорби о воспоминаниях страданий Христа, а воскресение – день радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи – годовщины смерти Христа. В малоазийских церквях, особенно евреями-христианами, в 1-ом веке н.э. праздник ежегодно отмечался вместе с иудейской Пасхой. Уже во 2-ом веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. Из ранних произведений христианских писателей было видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная». Она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё – Воскресение Христово – «Пасха радости» или «Пасха воскресная». В современном богослужебном Уставе сохранились следы этих праздников. Вопрос единого дня празднования Пасхи для всех христиан встал на созванном в 325-ом году соборе епископов в Никее, впоследствии названным первым Вселенским. На соборе было принято решение согласовать день празднования Пасхи между общинами и осуждена практика ориентации на еврейскую дату.

«Когда встал вопрос о святейшем дне Пасхи, при всеобщем согласии было признано целесообразным, чтобы праздник отмечался всеми в один и тот же день повсюду. И поистине, прежде всего, всем показалось чрезвычайно недостойным то обстоятельство, что в праздновании этого святейшего торжества мы должны придерживаться обычаев иудеев».

Как сообщает историк епископ и участник собора Евсевий Кесарийский в книге «О жизни блаженного василевса Константина» на первом Вселенском Соборе все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и то же время: Глава 14. Единогласное определение Собора касательно Веры и (празднования) Пасхи: Для согласного исповедования Веры спасительное празднование Пасхи надлежало совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствующих. Окончив эти дела, василевс (Константин Великий) сказал, что он одержал теперь вторую победу над врагом Церкви и потому совершил победное посвящённое празднество Богу.

Исходное определение первого Вселенского собора относительно Пасхи о том, что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного Устава. Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Только в V веке название Пасха стало общепринятым для обозначения праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «праздников праздник». В 1582-ом году в Римско-католической Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В этом же году папа Римский Григорий направил послов к патриарху Иеремии с предложением принятия нового григорианского календаря и новой григорианской пасхалии. В 1583-ем году патриарх Иеремия созвал большой поместный собор, пригласив восточных патриархов, на котором предали анафеме не только принимающих григорианскую пасхалию, но и григорианский календарь, в частности, в правиле Великого Константинопольского собора 1583-го года сказано: «Кто не следует обычаям Церкви и тому, как приказали семь святых Вселенских соборов о святой Пасхе и месяцеслове, законоположили нам следовать, а желает следовать григорианской пасхалии и месяцеслову, тот с безбожными астрономами противодействует всем определениям святых соборов и хочет изменить и ослабить – да будет анафема».

В 1923-ем году Константинопольский патриарх Мелетий IV провёл «Всеправославный конгресс» с участием представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский. В Русской и Сербской церквях после попытки перемены календаря оставили прежний из-за возможной смуты в народе. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Святая Гора Афон.

Пасха в Ветхом Завете

Непосредственно Пасхой называлась жертва: «В десятый день сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство <…> и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером <…> и ешьте его с поспешностью: это – Пасха Господня» (Исх.12:2,6,11). Пасха дословно означает «проходить мимо», так как Ангел, истреблявший первенцев, проходил мимо домов иудеев, перекладины дверей которых были помазаны кровью закланного агнца.

Последние Евангельские события происходят в пасхальные дни. «По древнему иудейскому преданию, Мессия – Царь Израилев, должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя» (Ин. 12:12).

Об этих событиях прекрасно повествует и изрекает Святитель Николай Сербский: «Кто приносит в дом радость? Добрый гость. Кто приносит в дом ещё большую радость? Друг дома. Кто приносит в дом наибольшую радость? Домовладыка, возвратившийся после долгого отсутствия. Блаженны руки, простершие ко Христу и принявшие Его как доброго гостя! Блаженны уста, приветствовавшие Его как друга! Блаженны души, поклонившиеся Ему с хвалебной песнью как домовладыке! Однако некоторые не приняли Его ни как гостя, ни как друга, ни как домовладыку; но своими руками подняли камень на Него и своими смертными душами подготовили смерть телу Его».

Чудо воскресения Лазаря – Лазарева суббота

8 дней до Христова Воскресения. В канун еврейской пасхи Христос явился в Иерусалим как Победитель. За день до этого, в субботу, Он прибыл в Вифанию, где у подножия горы Елеонской воскресил своего ученика Лазаря. Слух об этом чуде лишь усилил торжественность, с которой жители Иерусалима встречали Иисуса. Встречали как своего Царя и долгожданного Мессию. Слава о Его чудесах наполняла сердца евреев надеждой на то, что Он избавит их от римского ига. Они не понимали, что Он несёт им освобождение от более тяжкого гнёта – от рабства страстей человеческих. Они, собственно, и не желали такого освобождения. Вот почему, встречая и приветствуя Его столь пылко во время торжественного входа в Иерусалим, столь же пылко проклинали Спасителя, когда римляне осудили Его на распятие. «И теперь, пред самым своим крестным путём, Господь укрывается в семье воскресшего Лазаря; находит там благодарных друзей. Если бы мы все ведали, скольких из нас Христос каждый день спасает от истления земли сей и проказы страстного сего жития, то мы бы непрестанно принимали Его как гостя в сердце своём и не отпускали бы Его из под крова нашей души» (Св. Николай Сербский).

Христову приходу радуются дети. И когда родители разошлись, дети оставались возле Него; дети славили Его. Святая Церковь определила это прославление, это воскресение перед Воскресением Христовым. В народе сербском этот день прозвали ЦВЕТИ (Цветоносный день). Накануне праздника ЦВЕТИ, а далее на Лазареву субботу, во всех сербских церквях и монастырях освящаются веточки вербы и раздаются народу. Освящённую вербу народ приносит в свои дома, ставит перед славской иконой (перед главной иконой – иконой Крестной Славы) и горящей возле неё лампадой. Лития возле храма, на которой присутствует много детей, держащих в своих руках веточки вербы. Эти дети принесли нам радость дня, когда показали свою верность Господу.

Господь – их Пастырь; а потому дети, как Христовы ягнята, несут на своих шеях маленькие звенящие колокольчики. Эта традиция сохранилась и по сей день в Сербии. И в этом есть Евангельская истина. Отсюда и название праздника – ВРБИЦА. Великий Четверг – Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. Тайная Вечеря… Страстная Пятница – по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника в надежде, что народ будет просить за Иисуса. Однако подстрекаемый первосвященниками народ требует отпустить Варавву… Иосиф и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб-пещеру до наступления субботнего покоя. И вновь мы слышим глас святителя Николая Сербского: «Христос на Голгофе! Спаситель на Кресте! Праведник в муках! Человеколюбец, убиенный людьми! Имеющий совесть, да устыдится. Имеющий сердце, да плачет! Имеющий разум, да разумеет!».

Величественная тишина Величественной Пятницы. Величественная победа Богочеловека против сатаны, против смерти. Великая Пятница – тайна человеческой души. Великая Пятница – день наивысшей жалости и наистрожайшего поста. С чем сравнить это событие, таинственное, как бездна, тяжкое, как земля, страшное, как ад? Кто может описать и измерить страдания Христовы в ту страшную ночь накануне распятия? Страдания души и тела. Если на Кресте сильнее было страдание телесное, то здесь сильнее было страдание душевное. Ибо, говорится, что Он был в борении, и это было объяснение с Отцом. Как Господь алкал и жаждал как Человек; утомлялся как Человек; как Человек ел и спал; ходил и говорил, плакал и радовался – так Он как Человек и страдал. Нам же никогда не следует забывать и то, что когда мы страдаем, то страдаем, прежде всего, за свои грехи. Господь наш страдал не из-за Себя и не за Себя, но из-за людей и за людей, из-за многих людей и за все грехи людские.

«Отче! Прости им, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23, 34). Это было не только благим пожеланием, это было благим делом, величайшим благим делом, какое людям надобно от Бога. На Кресте, в объятиях смерти, весь изгибаясь от боли, Господь исполнял заботы о спасении людей. Он оправдал всех людей их неведением. «Чем больше любовь, тем больше и страдание» – говорил преподобный Феодор Студит. Если мы не способны измерить любовь Господа к нам, постараемся измерить Его страдания за нас. А страдания Его за нас были столь великими и ужасными, что и земля их почувствовала – и содроглась; и солнце их почувствовало – и померкло; и камни расселись; и завеса раздралась; и гробы – отверзлись; и умершие – воскресли. И да не будет сердце наше слепее земли, твёрже камня, бесчувственных гробов и мертвее мертвецов… (Св. Николай Велимирович). В некоторых регионах Сербии по народным обычаям считается, что в Страстную Пятницу всё замирает: вода и ветер, и земля трясётся. В соответствии с этим ведут себя и люди. В руки никто не смеет брать молоток и гвозди. Это считается грехом, потому что именно молотком и гвоздями пронзили тело Христа. Кроме того, люди не пьют вина, так как считают, что пьют кровь Спасителя. Прекращаются все работы как в доме, так и на ниве. Можно было только готовиться к празднованию Пасхи, в первую очередь, красить яйца.

Великая Суббота. Первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение Учителя из мертвых.

Воскресение Христово – после субботнего покоя ко гробу идут Жёны-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень; происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес и предварит их в Галилее. Воскресение Господа Иисуса Христа – Пасха. Праздников всех праздник. Торжество всех торжеств. В Сербии – это УСКРС. Из сладких речей опять льются слова Сербского Златоуста: «Победа Христова – есть единственная Победа, коей могут радоваться все человеческие существа от первозданного и до последнего. Всякая другая победа на земле – разделяла и разделяет людей. Самая благородная человеческая Победа подобна некоему солнцу, которое одной половиной испускало бы светлые, а другой – тёмные лучи. И только Христова победа – как солнце, изливающее светлые лучи на всех тех, кто стоит под ним. И только Христова победа исполняет все сердца человеческие полнотою радости. Только эта Победа, в коей нет злорадства и злобы. И Он никому не навязывает своей Победы, хотя она и столь драгоценна, но оставляет людям свободу…Победа Христова есть Бальзам, Бальзам животворный для всех людей, ибо все стали больны грехом. Бальзам сей больных делает здоровыми, а здоровых – ещё более здоровыми. Бальзам сей умудряет, облагораживает, обоживает человека…». О, дивный и животворящий Бальзам! Какая рука тебя не прильнет! Какое сердце не изольет Тебя на раны свои! Какие уста не возмогут воспеть Тебя! Какое перо не опишет Твою чудотворную силу! Кто имеет достаточно слёз, чтобы возблагодарить Тебя! Воскресший Господь – чудо чудес; однако именно как чудо чудес Он есть истинная природа наша, истинная природа человеческая, первозданная райская природа Адамова.

Истинная природа человека не в уничижении, не в болезни, не в смертности и греховности. Истинная природа человека во славе и здравии, в бессмертии и безгрешности. Никто не может познать истинного Бога, кроме как чрез воскресшего Господа Иисуса Христа; и никто не может познать истинного человека, кроме как чрез него единого.

Вглядываясь во всю человеческую историю, во всех частях света пасхальное яйцо являлось символом источника жизни. Оно определяло принадлежность к религии и культуре. Как символ жизни яйцо часто служило средством помощи и защиты. Эту же традицию мы наблюдаем в народе сербском, в их православной вере. Яйцо в Сербии всегда являлось символом плодоносности земли и её посева. Чтобы земля плодоносила, сербские крестьяне (селяцы) во время первой посевной разбивали яйцо о головы рогатого скота и закапывали его в самую первую борозду. Великое значение в подготовке УСКРСа в Сербии имеют работы, связанные с покраской и украшением яиц. Яйцо как источник жизни получало ещё большую силу, когда оно было красным. Красный цвет – цвет крови, а значит, цвет жизни. Цвет Жизни и Победы. Хотя яйца в Сербии красят в разные цвета, красный цвет всё же остаётся традиционным.

Древнее предание гласит: «Когда Мария Магдалина поднесла императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным…».

Во всех регионах Сербии к покраске яиц всегда был и остаётся трепетный и творческий подход. Сама техника покраски и украшения яиц сохранилась ещё с древних времён празднования Пасхи и передавалась сербами из поколения в поколение. К покраске яиц подходили с особым благоговением, трепетом и чистотой. Всегда отбирались самые лучшие яйца от самых лучших кур. В покраске, помимо традиционного красного цвета, в Сербии по сей день используют такие цвета, как жёлтый, коричневый и зеленый. Редко – чёрный. Все цвета получали при помощи листьев, коры и корней деревьев. Такой цвет, как зелёный, который является символом природы, получали при помощи семян и корней целебных трав и растений. Стоит также отметить, что окрашивание яиц завершалось обмазкой яичной скорлупы кусочком сала или чисто –шерстяной тканью, пропитанной растительным маслом. Процесс украшения яиц в Сербии и сегодня считается самым творческим. К нему подключают всех членов семьи, в том числе и детей. Среди лучших украшений считается украшение орнаментом. Преобладают и мотивы, прежде всего, различных цветов, листьев дуба и акации, плодов: ягод, яблок, плодов винограда. Реже можно встретить и мотивы домашних животных – цыплят и курочек, а также голубей, рыб, зайчиков и бабочек. Готовые пасхальные яйца укладываются в пасхальные корзины с цветами и дожидаются таинственного освящения…

Из народных сказаний Старой Сербии: «Как мы знаем, Косовский божур (пион) вырос и расцвёл на крови воинов, павших в Косовской Битве на Косовом Поле в 1389-ом году. А вот в одной из притч, где Господь Сам отсекает верх одного из Своих пальцев, из капли крови, что упадёт на землю, произрастёт виноградная лоза. А потому, сей плод используется для вина, которым мы причащаемся…».

Пасхальная трапеза многообразна и обильна, где обязательно присутствует запечённый ягнёнок или молодой поросёнок. На пасхальных богато сервированных столах по всей Сербии вы не встретите наших традиционных куличей, зато встретите кулинарное и искусное мастерство сербских хозяюшек. Для пасхальной светлой седмицы выпекается лишь пшеничный домашний хлеб с запечёнными в нём яйцами. С этим хлебом дети «колядуют» из дома в дом, где их с радостью ждут и встречают гостеприимные хозяева… Обычай дарить друг другу яйца можно наблюдать как в России, так и в Сербии. По всей Сербии, особенно в Косово и Метохии, светлая радостная седмица наполняется многочисленными фестивалями, манифестациями и гуляниями во всех оградах церквей и монастырей, во всех оградах домов… На большой сцене Савва – центра в городе Белграде – во время всех Пасхальных торжеств всегда проходят фестивали фольклорных игр и народной сербской музыки.

«Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержанные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна – насыщайтесь все; телец велик, – никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости. Никто пусть не жалуется на бедность; ибо открылось общее царство. Никто пусть не плачет о грехах; ибо из гроба воссияло прощение. Никто пусть не боится смерти; ибо освободила нас смерть Спасителя. Он истребил её, быв объят ею; Он опустошил ад, сошедши во ад; огорчил того, который коснулся плоти Его. Воскрес Господь – и ты низложился; воскрес Христос, – и пали бесы; воскрес Христос, – и радуются ангелы; воскрес Христос, – и водворяется жизнь; воскрес Христос, – и мёртвого ни одного нет во гробе…» (Св. Иоанн Златоуст).

С апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым» (Рим. 16:16).

"ХРИСТОС ВАСКРЕСЕ! ВАИСТИНУ ВАСКРЕСЕ!" – звучит пасхальное приветствие в Сербии.

Ольга Лазарева

Подписывайтесь на православный канал "Свете Тихий"