Подушки безопасности — это эффективный элемент пассивной безопасности, который обеспечивает качественную защиту водителя и пассажиров. Сегодня на транспорте используются различные типы AirBag, которые различаются своим назначением и местом расположения.
Подушки безопасности - это пассивный элемент безопасности автомобиля, который позволяет предупредить серьезные травмы водителей и пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня большинство современных автомобилей оснащаются сразу несколькими подушками безопасности различного типа, которые отличаются своей конструкцией, принципом действия и расположением в автомобиле. Поговорим поподробнее о типах таких подушек безопасности, расскажем о их различиях и преимуществах использования.
История возникновения подушек безопасности
Впервые подобные устройства стали широко использоваться ещё во времена Второй мировой войны в авиации. В последующем с небольшими изменениями первые подушки безопасности, которые получили название AirBag, начали использоваться и на серийно выпускаемых автомобилях. Первой машиной, оснащенной такой системы безопасности, стал Ford Taurus, выпуск которого начат в 1971 году. Уже в девяностых годах прошлого века наличие подушек безопасности стало обязательным для большинства современных автомобилей.
Если первоначально AirBag устанавливались лишь для водителя и располагались внутри рулевой колонки, то в последующем такие системы безопасности стали использоваться для переднего и задних пассажиров, а также стали располагаться в боковых стойках, защищая при боковом ударе автомобиля. Сегодня в общей сложности известно около десятка различных видов подушек безопасности, которые одновременно функциональны, надежны и обеспечивают максимально возможную безопасность водителя транспортного средства.
Механизм работы подушек безопасности
Конструкция и принцип работы AirBag чрезвычайно прост. В автомобиле, в переднем бампере и боковых стойках располагаются соответствующие датчики удара, которые определяют факт дорожно-транспортного происшествия. За доли секунды такие датчики посылают соответствующие сигналы в блок управления автомобилем, а оттуда непосредственно в AirBag, который раскрывается, предохраняя водителя от тяжёлых травм.
Конструктивно подушка безопасности состоит из плотного воздухонепроницаемого пакета и пьезапатрона, в который под высоким давлением закачивают воздух. При поступлении сигнала с блока центрального управления пьезопатрон быстро подает воздух в мешок, который раскрывается, быстро надувается и в который ударяется лицом водитель, что позволяет предотвратить серьезные травмы при соударении о рулевую колонку, переднюю панель или переднюю стойку. Современные подушки безопасности отличаются безопасностью, что объясняется их специальной конструкцией и возможностью изменять степень и скорость заполнения воздухом, соответственно практически полностью предотвращаются повреждения и серьёзные травмы водителя при дорожно-транспортных происшествиях.
Если первоначально отмечались определенные сложности в работе таких систем безопасности, которые раскрывались буквально при малейшем ДТП, например, когда водитель при парковке наезжал бампером на высокий бордюр, то сегодня их конструкции и принцип работы несколько видоизменился, что позволяет активировать AirBag исключительно при серьезных дорожно-транспортных происшествиях.
Помните о том, что все подушки безопасности сегодня исключительно одноразовые, то есть после их активации необходимо будет заменить всю систему, в том числе пьезопатрон и саму подушку безопасности. Пренебрегать подобным не следует, так как во многом от этого будет зависеть безопасность эксплуатации транспортного средства.
Разновидности подушек безопасности
Сегодня современные автомобили оснащены следующими типами подушек безопасности:
· Фронтальные располагаются в передней части машины.
· Боковые устанавливаются в боковых стойках и защищают при серьезных ударах.
· Шторки находятся над боковыми окнами машины.
· Коленные подушки безопасности защищают ноги водителя.
Система безопасности, которая управляет работой подушками безопасности в автомобиле, может определить направление и силу удара, соответственно если машина получает удар вперед, то открываются лишь фронтальные и коленные подушки безопасности, а активация шторок и боковых AirBag в данном случае не происходит.
Фронтальные подушки безопасности
Фронтальные подушки получили сегодня наибольшее распространение, поэтому большинство автомобилей оснащаются такими системами безопасности для водителя и пассажира на переднем сидении. Основное их назначение - это предупреждение повреждения пассажира и водителя при ударе в переднюю часть авто.
Для водителя фронтальная подушка безопасности располагается в центральной части рулевого колеса. А для пассажира она находится в передней панели под пластиковой защитой. Используемые подушки безопасности для водителя и пассажира могут различаться своими размерами, так как расстояние между рулевой колонкой и головой водителя меньше, нежели передней панелью и головой пассажира.
Фронтальные подушки для переднего пассажира могут быть отключены специальной кнопкой, что позволяет перевозить в специальном кресле на переднем сидении маленьких детей. А вот перевозка детей в кресле при активированной фронтальной подушке безопасности запрещена.
Боковые подушки безопасности
Основное назначение таких AirBag - это защита таза, плеча и боковой части туловища при сильном боковом ударе. Располагаются боковые подушки в передних креслах или в передней стойке. При наличии таких систем безопасности в автомобиле в боковых карманах дверей запрещается перевозить габаритные и острые предметы, так как они могут помешать правильной активации AirBag, и в итоге передний пассажир или водитель получит серьезные травмы. Отметим, что сегодня передние боковые подушки безопасности используются лишь на дорогих автомобилях или предлагаются за доплату.
Коленные подушки безопасности
Основное назначение таких систем безопасности – это предотвращение повреждения коленей и ног водителя при серьезном фронтальном ударе. Располагается такой AirBag под рулевой колонкой и активируется лишь при существенных дорожно-транспортных происшествиях. Водителю необходимо будет правильно отрегулировать расположение переднего кресла, чтобы его ноги находились на удаление не менее 10 сантиметров от нижней части рулевой колонке.
Шторки безопасности
Защищают голову с туловищем пассажира и водителя при боковых ударах. Они могут выполняться, как индивидуально для переднего ряда сидений, так и для переднего и заднего ряда. Размещаются такие шторки безопасности в боковой части крыши машины, и частично в боковых стойках. Раскрываются такие подушки безопасности таким образом, чтобы полностью закрыть стекла автомобиля, защищая от повреждения осколками и смягчает удар туловища о дверь и стойку.