Мой отец Афанасий Григорьевич родился в 1913 году в городе Зыряновске (позже Восточно-Казахстанская область СССР). Его предки выходцы из Тобольска. Семья его отца, моего деда Григория, была многодетной. У отца было три брата и три сестры. Росли, работали, женились, растили детей. К 1941 году Афанасий был уже женат. Подрастал сын Николай. В январе, как всегда, встречали Новый год всей семьей - в родительском доме.
На Святки младшие сестры Афанасия решили погадать на женихов. Закрылись в темной комнате, зажгли свечи перед зеркалами. Девушки смеялись, вскрикивали от страха или от восторга. Вскоре они выпорхнули из комнаты и выбежали во двор. На встречу им попался Афанасий. Девушки схватили его за руки и потащили в свою комнату - захотели, чтобы он принял участие в их забаве. Афанасий упирался, но пришлось подчиниться. Ну не драться же с девчонками взрослому женатому мужчине!
Афанасий сел перед зеркалом и стал равнодушно смотреть в него. Потрескивали горящие свечи. Было жарко. Вдруг в зеркале проступили какие-то контуры, а потом и изображение. Афанасий протер глаза и присмотрелся. В зеркале ясно виделась дорога среди полей. Вдали - лесок, еще дальше – черепичные крыши какой-то незнакомой, нерусской деревни. Афанасий поморгал, снова всмотрелся в картину. На этот раз изображение изменилось – наискосок весь мирный пейзаж пересекала колючая проволока. Потом все исчезло. Афанасий сказал сестрам, что ничего не видел.
Летом 1941 года Афанасий отправился на фронт. Осенью он попал в окружение и оказался в концлагере на территории Германии. Так что видение в зеркале было пророческим.
Отец не любил говорить о войне. Не смотрел военные фильмы. Если случайно попадал на фильм о войне, при первых звуках стрельбы вставал и выходил и кинотеатра.о своей жизни в плену почти не рассказывал. Правда, как-то сказал, что уже после войны к нему приезжал писатель, который собирал материалы для книги о военнопленных. Ему отец рассказал такой эпизод.
Как-то во время работы к нему подошел охранник лагеря и жестом велел показать фото, торчавшее из кармана гимнастерки. Афанасии подал фото, на котором были изображены его жена, сын и он сам. Охранник долго рассматривал снимок, одобрительно цокая языком. Потом угостил отца сигаретой. Позже кивал ему при встрече.
В 1945 году советские войска освободили пленных. Отец после госпиталя вернулся в строй. Дошел до Берлина. Принял участие в Параде Победы. Жена его не дождалась. Была уверена, что он погиб, и снова вышла замуж. Афанасий горевал недолго, женился на другой женщине - нашей маме.