Найти тему
газета Ноев Ковчег

Шамхорская резня: К истории Закавказья в 1917 – первой половине 1918 г.

В Москве издательством?Regnum?опубликована книга известного российского историка Вадима Муханова «Кавказ в революционную пору... К истории Закавказья в 1917 – первой половине 1918 г.».

Работа,  являющаяся частью более широкого научного исследования и основанная на  множестве архивных документов, посвящена сложной и драматической жизни  Закавказского края на сломе исторических эпох. Крах Российской империи,  развал и дезорганизация Кавказского фронта до предела обострили  социально-политические, экономические и этноконфессиональные  противоречия, ставшие предтечей, до определенной степени, многих  нынешних конфликтов. Эхо февральских и октябрьских событий в Петербурге,  бурление местной политической жизни, образование Особого Закавказского  Комитета, политический раздрай и митинговщина, рост взаимного неприятия и  отчуждения между основными национальностями края, дележка армии – все  это увенчалось кровавыми январскими событиями 1918 года, вошедшими в  историографию под условным обозначением «Шамхорская резня». Разгром  следовавших с Кавказского фронта солдатских эшелонов на участке  железнодорожного пути между Тифлисом и Елисаветполем стал одним из  первых залпов гражданской войны на Кавказе, приобретшей с образованием  независимых Грузии, Азербайджана и Армении качественно иное,  межгосударственное измерение.
Работа, являющаяся частью более широкого научного исследования и основанная на множестве архивных документов, посвящена сложной и драматической жизни Закавказского края на сломе исторических эпох. Крах Российской империи, развал и дезорганизация Кавказского фронта до предела обострили социально-политические, экономические и этноконфессиональные противоречия, ставшие предтечей, до определенной степени, многих нынешних конфликтов. Эхо февральских и октябрьских событий в Петербурге, бурление местной политической жизни, образование Особого Закавказского Комитета, политический раздрай и митинговщина, рост взаимного неприятия и отчуждения между основными национальностями края, дележка армии – все это увенчалось кровавыми январскими событиями 1918 года, вошедшими в историографию под условным обозначением «Шамхорская резня». Разгром следовавших с Кавказского фронта солдатских эшелонов на участке железнодорожного пути между Тифлисом и Елисаветполем стал одним из первых залпов гражданской войны на Кавказе, приобретшей с образованием независимых Грузии, Азербайджана и Армении качественно иное, межгосударственное измерение.

Ставшие основой книги многочисленные отчеты, телефонограммы и донесения, реальные факты и свидетельства не оставляют места националистической демагогии и историческим фальсификациям, положенным в основу этностроительства во многих странах бывшего СССР. Не менее нелепы и смешны (если бы не были столь опасны) попытки представителей некоторых соседних государств придать научно-исторической дискуссии эмоционально-политизированный характер, выдать собственные, бесконечно далекие от реальности фантазии за некую истину в последней инстанции.

Предлагаем вниманию читателей «Ноева Ковчега» некоторые фрагменты книги «Кавказ в революционную пору... К истории Закавказья в 1917 – первой половине 1918 г.», с полным текстом которой можно ознакомиться на сайте информационного агентства?Regnum.

Закавказский комиссариат и сохранявшиеся органы краевой власти не могли справиться с быстро расползавшейся анархией, беспорядками, нападениями, грабежами и т. д. Отметим, что добавило дров в этот костер и объявленное распоряжение о разоружении. Начались стихийные попытки отбора оружия, фактически захвата, татарскими бандами, регулярно подобные эксцессы стали проходить на станциях железной дороги на огромном участке от Тифлиса до Баку. Обстановка анархии и вседозволенности способствовала начавшимся нападениям на станции и проходившие составы – как солдатские эшелоны, так и пассажирские поезда. Таким образом, ситуация в регионе и на железной дороге была близка к критической и до трагических шамхорских событий.

* * *

Первые столкновения произошли еще 8 января, фактически закончив тревожное затишье. Около Акстафы мусульманские отряды-банды напали на эшелон 6-го Кавказского стрелкового полка, который смог отбиться при помощи подошедших солдат 5-го стрелкового.

9-го эшелоны, у которых заканчивалось продовольствие, начали движение к Шамхору. Показательно, что первый эшелон, состоявший из солдат-украинцев, прошел со всем оружием без проблем и не был даже остановлен, так как еще во время памятного заседания МВС члены фронтовой украинской Рады договорились о беспрепятственном проезде украинских эшелонов. С ними никто в Тифлисе ссориться не хотел.

После чего железнодорожный путь был мгновенно разобран, и движение  следующих эшелонов заблокировано. Четкого и ясного описания дальнейших  событий не существует, так как заявивших о себе очевидцев крайне мало  либо они не захотели обнародовать свои воспоминания и впечатления. Как  описывают члены Краевого Совета Альтман и Иванов, «2-й, 3-й, 4-й и  половина 5-го эшелонов были обезоружены мусульманами и броневым поездом,  но когда броневой поезд пытался обезоружить батарею, то последняя  произвела по броневому поезду один выстрел, которым и был убит командир  бронированного поезда Абхазава и несколько солдат. Вторым выстрелом  батареи бронированный поезд был разбит, после этого на станции Шамхор  началось побоище, в котором принимали и мусульманский корпус, и  население. Ранено 200 солдат, число убитых не подсчитано, но во всяком  случае убитых большое количество. Мусульмане говорят, что по шоссе лежит  много трупов...». Как уточняет Сеф, «после смерти Абхазавы только  началась настоящая борьба. Вооруженные массы, призванные к полотну  железной дороги Елисаветпольским Мусульманским Советом, обрушились всей  тяжестью на армейские эшелоны. Завязались настоящие бои».
После чего железнодорожный путь был мгновенно разобран, и движение следующих эшелонов заблокировано. Четкого и ясного описания дальнейших событий не существует, так как заявивших о себе очевидцев крайне мало либо они не захотели обнародовать свои воспоминания и впечатления. Как описывают члены Краевого Совета Альтман и Иванов, «2-й, 3-й, 4-й и половина 5-го эшелонов были обезоружены мусульманами и броневым поездом, но когда броневой поезд пытался обезоружить батарею, то последняя произвела по броневому поезду один выстрел, которым и был убит командир бронированного поезда Абхазава и несколько солдат. Вторым выстрелом батареи бронированный поезд был разбит, после этого на станции Шамхор началось побоище, в котором принимали и мусульманский корпус, и население. Ранено 200 солдат, число убитых не подсчитано, но во всяком случае убитых большое количество. Мусульмане говорят, что по шоссе лежит много трупов...». Как уточняет Сеф, «после смерти Абхазавы только началась настоящая борьба. Вооруженные массы, призванные к полотну железной дороги Елисаветпольским Мусульманским Советом, обрушились всей тяжестью на армейские эшелоны. Завязались настоящие бои».

Итак, остальные эшелоны, отказавшиеся разоружаться, были встречены ружейным, пулеметным и артиллерийским огнем. Был открыт ответный огонь, и тогда отличился эшелон с артиллеристами, который буквально несколькими выстрелами накрыл бронепоезд Абхазавы, последний, как мы уже знаем, погиб. Это произошло, ориентировочно, в полдень – в районе до 13 часов.

Бой шел несколько часов, но потом значительное превосходство в силах и выгодность позиции склонили победу на сторону рвавшихся к оружию и грабежу мусульманских банд. Сдача, судя по свидетельствам очевидцев, случилась под вечер. Очаговое сопротивление быстро подавлялось, так, например, группа солдат самоотверженно не подпускала банды к пассажирскому поезду № 4, стоявшему в хвосте эшелонов, до тех пор, пока не кончились патроны. Часть эшелонов была разграблена и сожжена, такая же участь постигла и поезд № 4, все пассажиры ограблены до нитки, были случаи изнасилований женщин.

Как вспоминал очевидец событий Станислав Едиевский