Найти тему

Мотивация - дело тонкое...

- Да достала меня ваша школа! Уроки, оценки... Зачем вообще туда ходить? Ну и буду метлой махать, и что? Тебе-то что? - Всё это выдал мне однажды мой сынок. Это маме-то учительнице, на минуточку. Упс! Перспектива стать дворником моё чадо не напугала. А ведь это один из главных родительских аргументов-мотиваторов к учёбе нерадивого дитятки.

8 из 10 родителей периодически пытаются доказать своему ребёнку, что учиться в школе ему просто жизненно необходимо, и обычно проигрывают. Ораторского мастерства и силы слова часто не хватает, и тогда в ход идут разные подручные средства типа денег, игрушек, папиного ремня, маминых слёз и предсказаний бабушкиных инфарктов. Весь арсенал обычно сопровождается словами: "Если ты опять ... , тогда мы тебе ..." (Нужные слова можете сами вставить, опыт имеете). В общем, сплошь подкуп, шантаж, прямые угрозы жизни и здоровью - Уголовный кодекс отдыхает. А ребёнку хоть бы хны. И как быть? Ведь человек всю душу родительскую уже вымотал.

Да, друзья мои, мотивация - субстанция неуловимая и тонкая, тоньше волоса. Чуть что пошло не так - "фррр" и испарилась. Ищи-свищи.

А ведь, знаете, какая вещь удивительная: желание нового знания-умения в человеке заложено природой! Развитие - это жизненная необходимость живого организма. Одно из главных проявлений детского кризиса 7 лет - смена игры на обучение чему-то новому. Здоровый ребёнок-семилетка рвётся в школу, он хочет учиться, ведь это означает, что он уже большой, не то, что Петька-сосед-малышня в детский сад ходит. Школа круче детского сада. Здорового, созревшего к обучению, ребёнка не нужно дополнительно и принудительно мотивировать. Проблема в том, что вот эту природную мотивацию очень легко "убить". Поговорим об этом.

У каждого конкретного ребёнка обязательно есть причина, по которой он учиться не хочет. Вот вам примеры причин. Устраните - будет всем счастье.

1) Если ребёнок не готов к обучению в школе, если его "запихнули" в первый класс нетерпеливые родичи, несмотря на то, что его мозг не созрел - бесполезно мотивировать. Ребёнок будет продолжать играть везде и всегда: дома, в школе на уроках, на переменах - природа должна взять своё. Живые примеры здесь и здесь.

2) Активные и тревожные родители могут элементарно перегрузить ребёнка обучением ещё до школы: "драмкружок, кружок по фото, а ещё мне петь охота", дошкольные гимназии, репетиторы с нуля лет. Он ещё не в школе, но уже устал. Или он уже всё знает, и ему скучно, как Паше отсюда.

3) Домашние проблемы не дают сосредоточиться на учёбе. Это тоже дело рук взрослых: скандалы, рукоприкладство, пьянство, развод, перетягивание ребёнка как канат между родителями... Может быть, болезнь или смерть кого-то из родных.

4) Гиперопека. Ребёнку не нужна никакая мотивация, потому что за него всё делают и всё контролируют родители. Ему напрягаться нет причины. Мама с папой всё разрулят, если надо - заплатят кому надо.

5) Учитель невзлюбил, придирается, заваливает "двойками", на успехи и старание ребёнка не реагирует.

6) Одноклассники бьют, унижают, издеваются.

7) Пубертат (подростковый, переходный возраст). Гормоны рулят и мозг отключают! Особенно большие "провалы" в успеваемости наблюдаются у девочек (месячные, знаете ли, ПМС и т.д.).

Как неправильно мотивировать.

  • Давать ребёнку деньги или покупать новые игрушки за хорошую учёбу. Эта мотивация - к деньгам, к игрушкам, но не к учёбе, новым знаниям и развитию.
  • Наказывать за плохие отметки. Страхом мотивировать нельзя. Страх тормозит развитие. Это связано с работой мозга. Когда человек (ребёнок или взрослый - неважно) боится сделать ошибку, переживает за результат контрольной, экзамена, отчёта перед начальством - он обязательно хуже справится с заданием. Дело в том, что тревога блокирует кратковременную память. Таким образом, вы поместите собственного ребёнка в замкнутый круг.
  • Сравнивать ребёнка с вами ("Вот я в твои годы..."), с его братьями-сёстрами, соседскими детьми и т.д., заставлять соревноваться с кем-то. В одной статье прочитала (не дословно цитирую): "Соревноваться с кем-то в развитии и обучении - то же, что соревноваться футболисту с велосипедистом".
  • Прогнозировать владение "заводами и пароходами" в каком-то необозримом будущем. Ребёнку нужен успех здесь и сейчас, а не через 15-20 лет. Это для него число астрономическое и что-то из разряда сказок о следующей жизни. То же относится к фразам типа: "Жить будешь в нищете, мы тебя кормить не будем"...

Как правильно мотивировать.

  • Мотивация к учёбе - сама учёба. Подавайте личный пример: демонстрируйте ребёнку свои успехи в институте или на курсах, рассказывайте о своей радости от познания чего-то нового. Знакомьте ребёнка с людьми, которые учатся у вас чему-то, слушают вашего совета. В общем, как можете показывайте сами, что образование - это круто!
  • Доносите до ребёнка (если он уже в средней школе) мысль, что за работу головой платят намного больше. Наёмному работнику без образования и корочки никуда. (Свой бизнес часто можно открыть и без академических наук).
  • Научите ребёнка следовать теории "малых шагов". Замечайте и фиксируйте малейший прогресс. Хотите таблицы чертите, хотите графики стройте, хотите картинки рисуйте вместе с ребёнком. Можете числа на календаре отмечать: пришел без двойки, принёс четвёрку, получил пятёрку, день без замечаний прошёл, сегодня домашку сделал за час вместо двух, стихи наконец-то запомнил и не побоялся рассказать перед классом... Да мало ли за что можно похвалить и поощрить!!!
  • Ребёнка почти взрослого (8-11 класс) мотивирует мысль, что образование - это возможность реализоваться по своему выбору. Чем большему ты обучен, тем шире простор для выбора.
  • Поддерживайте интересы ребёнка. Не надо пихать его в 10 класс, если ОН не хочет, или в вуз, который ВЫ выбрали. Отпустите его на свободу. Обычно после 12 лет дети примерно определяют направление своих интересов и учебные предметы, которые им пригодятся. Так и помогите ребёнку морально. Не надо втюхивать ему физику, если он кондитером будет.
  • Избавьте ребёнка от вышеописанных домашних проблем, смените класс или школу, где над ним издеваются, отнеситесь с пониманием к возрастным кризисам - и дополнительной мотивации не потребуется.

Искренне желаю удачи вам и вашим детям.

Эту тему подсказал читатель. Мой электронный адрес: annalitts71@gmail.com