Найти тему
tDots

Как быстро суммировать данные из разных таблиц

Сведение данных нескольких таблиц в одну большую итоговую - одна из наиболее частых практических задач в Excel. Вариантов и условий в такой задаче может быть множество. Сегодня разберем один из кейсов.

Имеется 3 таблицы (каждая - в отдельном файле) от трех разных менеджеров. Таблицы содержат данные о продажах товаров в разрезе артикулов и месяцев.

Исходная таблица
Исходная таблица

Нам нужно создать итоговую таблицу, в которой будут отражены общие данные по продажам артикулов в разрезе месяцев по всем менеджерам сразу. Задача осложняется тем, что каждый менеджер продал разное число артикулов и эти артикулы могут не встречаться в списке продаж других менеджеров. Кроме того, каждый продавец отработал несколько месяцев (один - с января по апрель, второй - май и июнь, а третий - февраль, март и июнь).

Задачу можно решить множеством способов, но мы разберем самый быстрый (мы же любим эффективность и продуктивность). Воспользуемся встроенным в Excel инструментом "Консолидация". Он находится на вкладке "Данные".

Команда на ленте
Команда на ленте

Перейдем в файл, в котором будет содержаться итоговая таблица и приступим к ее созданию. После того, как Вы кликните на кнопке "Консолидация" перед Вами появится диалоговое окно инструмента. Давайте разберем его подробнее.

Окно "Консолидация"
Окно "Консолидация"

1) Функция консолидации. Это выпадающий список, в котором можно выбрать функцию, которая будет применена при объединении таблиц. Это может быть подсчет суммы, количества, среднего, минимального и максимального значения и т.д. Как видите, перечень довольно обширный, но все функции - математические. А значит работают только с числами, но не с текстом.

2) Ссылка. Это строка, в которой нужно указать адрес одной из таблиц (одного из диапазонов) для объединения. Сюда можно ввести адрес диапазона в этом же файле или в другом файле (открытом или закрытом). Можно вводить именованные диапазоны. Ввод осуществляется либо вручную, либо путем указания диапазона (для выбора нужного - нажмите на стрелку в конце строки).

3) Обзор. Используйте эту кнопку, когда книга с диапазоном для объединения закрыта. Это избавит Вас от необходимости вводить адрес книги в строку Ссылка вручную, но указать адреса ячеек внутри книги придется всё же руками. Поэтому удобнее заранее открыть все нужные файлы.

4) Список диапазонов. Это общий список всех диапазонов/таблиц, которые Вы собираете консолидировать.

5) Добавить. Эта кнопка используется для переноса указанного в строке "Ссылка" диапазона в общий список диапазонов консолидации.

6) Удалить. Эта кнопка используется для удаления диапазона из общего списка диапазонов консолидации.

7) Использовать в качестве имен. Самая важная настройка. Если не установлена ни одна галочка, Excel будет суммировать ячейки из таблиц просто по соответствующей позиции (каждую третью ячейку второй строки суммирует с каждой третьей ячейкой второй строки всех таблиц и т.д.). Это называется консолидация по позиции. Если используете такой вариант - при указании диапазонов не указывайте заголовки строк и столбцов.

Если поставлена одна или обе галочки, то Excel будет ориентироваться на название строки/столбца. Например, если поставить обе галочки, то при консолидации будут суммироваться ячейки, которые находятся на пересечении строк и столбцов с одинаковыми названиями. Это называется консолидация по категории. При использовании этого варианта - указывайте вместе с диапазоном заголовки строк и столбцов.

Для работы инструмента консолидируемые заголовки должны совпадать. Обращайте внимание на наличие лишних пробелов в названиях строк/столбцов. Регистр при этом не важен (Январь и ЯНВАРЬ - одинаковые названия).

8) Создавать связи с исходными данными. Если установлена эта галочка, то итоговая таблица будет содержать формулы со ссылками на источники. Если нет - то вместо формул будут итоговые значения. Используйте первый вариант, чтобы создать обновляемую итоговую таблицу.

Вот, по сути, и весь инструмент. Как видите, ничего сложного. Осталось сказать, что итоговая таблица будет помещена на лист начиная с той ячейки, которая была активна, когда Вы нажали кнопку "Консолидация". Поэтому заранее выберите нужный лист с достаточным количеством свободного места.

Для нашего примера настройки объединения будут выглядеть вот так:

-5

Видеопример:

В результате на итоговом листе появилась вот такая таблица (пустые ячейки означают, что данный артикул не продавался в данном месяце):

Итоговый результат
Итоговый результат

Когда мы выбираем вариант создания обновляемой итоговой таблицы, Excel автоматически создает структуру, сворачивая "под плюсик" строки с указанием, из какой именно таблицы взялась итоговая сумма.

Таблица в "развернутом" виде
Таблица в "развернутом" виде

Это происходит для удобства работы с формулами, которые добавляются при создании обновляемой таблицы. Ячейки, спрятанные под "плюсик" имеют формулы вида =[Петров.xlsx]Лист1!$C$2, а итоговые ячейки подержат простые формулы суммы: =СУММ(D3:D5).

Если при выборе параметров в окне "Консолидации" не ставить галочку "Создавать связи с исходными данными", то таблица будет создана без группировки и без подробностей.

Необновляемая итоговая таблица
Необновляемая итоговая таблица

Весь процесс создания итоговой таблицы занял не более пары минут. Согласитесь, это довольно быстро.

Напоследок пару слов об обновлении данных итоговой таблицы. Если Вы измените данные в ячейках исходных таблиц, то итоговая соответственно обновится. Но если Вы добавите в исходные таблицы строки или столбцы, то они не попадут в свод. Чтобы их туда добавить, нужно перезадать диапазоны объединяемых таблиц. Для этого выделите любую ячейку в таблице с итоговыми данными, нажмите кнопку "Консолидация". Откроется окно с сохраненными параметрами консолидации текущей таблицы. Выберите в общем списке нужный диапазон. Он появится в строке "Ссылка". Теперь можно быстро его поправить, добавить в общий список, а старый удалить оттуда. Еще вариант - заранее выделить больший диапазон, захватив пустые строки и столбцы. Только помните, что выделение нужно начинать с левой верхней ячейки с данными или заголовками.

Изученный инструмент во многих случаях является самым быстрым способом подведения итогов. Но есть также множество ситуаций, где он неприменим. Попрактикуйтесь в работе с ним и Вы поймете, где и как его правильно использовать, чтобы сэкономить драгоценное время. Файл пример можете скачать по ссылке.

Поддержать наш проект и его дальнейшее развитие можно вот здесь.

Ваши вопросы по статье можете задавать через нашего бота обратной связи в Telegram: @ExEvFeedbackBot

С уважением, команда tDots.ru